Часть полного текста документа:Искусство и духовное развитие личности Ю.У. Фохт-Бабушкин Начиная с середины 70-х годов, коллектив научных работников Государственного института искусствознания (ГИИ) периодически проводил широкие социологические исследования функционирования искусства в нашей стране. Центральной задачей этих работ было выявление роли искусства в духовном развитии личности. Для ее решения требовалось прежде всего выстроить структуру личности. И тут мы во многом опирались на идеи М.С. Кагана, высказанные им в его небольшой, но чрезвычайно емкой монографии "Человеческая деятельность" (М., 1974). Уникальное достоинство сформулированной здесь концепции личности не только в теоретической основательности, но и - что редко бывает у теоретиков - в операциональности соображений автора, то есть в возможности перевода формулируемых постулатов на язык эмпирического исследования. Отсутствие такой операциональности у многих теоретических изысканий является одной из весомых причин существующего в большинстве областей гуманитарного знания разрыва между теоретическими и эмпирическими исследованиями. Такой разрыв плох и для теоретических работ, нередко страдающих умозрительно-отвлеченными размышлениями, губителен он и для эмпирических исследований, часто превращающихся в эдакую копилку неосмысленных фактов. В публикациях, посвященных нашим исследованиям [1], подробно рассказывалось, как с опорой на идеи ряда ученых - и прежде всего М.С. Кагана - была выстроена личностная структура общества из четырех духовных потенциалов (познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного) и четырех социальных ролей (производственной, общественной, семейной и досуговой). По сформированности духовных потенциалов и ориентации людей на выполнение своих социальных ролей все обследованные респонденты были разделены на четыре типа: Несформировавшиеся - это люди, у которых пока недостаточно сформированы все четыре духовных потенциала, и одновременно представители этой группы плохо выполняют свои социальные роли. Эклектично развитые. К этому типу были отнесены те, у кого сформированы лишь отдельные духовные потенциалы и кто стремится успешно выполнять только отдельные социальные роли. Односторонне развитые. В эту группу вошли две категории респондентов: с развитыми тремя или четырьмя духовными потенциалами, но плохо выполняющие свои социальные роли; стремящиеся успешно выполнять свои социальные роли, однако сформирован у этой части респондентов лишь один или два духовных потенциала либо вовсе ни один не сформирован. Разносторонне развитые. Представители этой группы отличаются тремя или четырьмя сформированными духовными потенциалами и успешным выполнением социальных ролей. Выделенные четыре социально-психологических типа представляют собой известную иерархию по развитости духовного мира и социальной практики людей: в первом типе ни один элемент духовного мира и социальной практики достаточно не сформирован, во втором - сформированы лишь отдельные, в третьем - получил развитие один из двух блоков, духовный или социально-практический, в четвертом - в основном развиты все элементы. Наши опросы охватывали население страны с десятилетнего возраста. ............ |