Часть полного текста документа: "Влияние исламского фундаментализма на государственную жизнь Афганистана и Чечни в конце XX в." Специфичным влиянием современного мира ставшим особенно влиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм - разновидность религиозного фанатума, имеющая ярко выраженную политическую направленность. "В наши дни понятие "фундаментализм" ассоциируется прежде всего с исламом, отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира."1 Исламский фундаментализм характеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией, стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии, но и всего исламского способа жизни. Он требует организации повседневной жизни верующих, по законам шарлата, установления теократического государства, судопроизводства по законам шарлата. Наиболее яркие примеры такого фундаментализма - Иран в 1970 - 1980 е, Афганистан под властью Талибана, Чечня в период "независимости" от России. Наиболее чувственным современным проявлением исламского фундаментализма принято считать такую его модную ветвь, как ваххабизм, который сегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. Казалось бы, движение, возникшее еще в XVII в. должно, было потерять свою актуальность в наши дни, ведь XX, XXI, века - время новых идей и исканий. Однако ваххабитум на совершенном этапе приобрел второе дыхание, и даже хуже - он превратился в серьезную ударную силу в руках международных террористов и религиозных фанатиков. Закономерен вопрос: почему ваххабитум за такое короткое время смог стать такой агрессивной, крепко сплоченной силой в руках террористов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Вообще, в исламе не существует отдельного толка - мазхаба, который назывался бы ваххабистским, слово "ваххабизм" не встречается ни в одной канонической книге. Ваххабизм - это ответвление ислама, основателем которого является Муххамед Ибн Абу аль-Ваххаб. Главной осью ваххабизма является единобожие. "Один аллах - творец данного мира, его господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему, способного творить... Лишь в руках рп способность вершить добро и зло... Нельзя взывать о помощи ни к кому кроме Аллаха. Нельзя давать обет не Аллаху, нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников пророка и святых.2 "Характерной чертой ваххабитов являлась непримиримость. Фанатизм и экстремизм приобретал необузданные формы. Убеждение в том, что их противники - неверные оправдывало жестокость по отношению к ним, подвигало на военные подвиги и завоевательные походы".3 Т. о. Складывались идеологические предпосылки для объявления священной войны (джихада) всем неверным. В XVIII в. ваххабизм идеологической основой борьбы за политическое объединение Аравии, захваченной турками, родом аль-Саудов. Если в XVIII в. ваххабизм носил локальный характер, то на современном этапе ему присущ характер международный. Ваххабизм преследует такие цели, как утверждение основ "чистого" ислама во всем мире, создание единого мусульманского государства - Халифата. Главным методом достижения этого является терроризм. "Волна кровавого террора захлестнула мир в конце XX в. ............ |