ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
факультет педагогики и практической психологии
отделение специального образования и социальной педагогики
кафедра коррекционной педагогики
Выпускная квалификационная работа
Использование изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией
Специальность 050715 «Логопедия»
Исполнитель:
студент 5 курса очного отделения
группа 5 «А»
Глухова Ксения Геннадьевна
Научный руководитель:
доцент
Тодарчук Олеся Анатольевна
Ростов – на - Дону 2010
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения влияния изобразительной деятельности на развитие речи дошкольников с дизартрией
1.1Характеристика дизартрии как речевого дефекта
1.2 Современные представления о влиянии изобразительной деятельности на развитие дошкольников
1.3 Влияние занятий по изобразительной деятельности на речь и мелкую моторику дошкольников с нарушениями речи
ГЛАВА 2. Анализ взаимосвязи уровня речевого недоразвития и сформированности мелкой моторики
2.1 Методика констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов экспериментального исследования уровня развития речи старших дошкольников с дизартрией
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования уровня сформированности мелкой моторики у дошкольников с дизартрией
ГЛАВА 3. Специфические особенности использования изобразительной деятельности для коррекции речевого недоразвития и развития мелкой моторики у старших дошкольников с дизартрией
3.1 Методика обучающего эксперимента
3.2 Общие направления логопедической работы по формированию мелкой моторики и развитию речи с использованием изобразительной деятельности
3.3 Результаты контрольного эксперимента
Заключение
Библиография
Приложение
Введение
Речь – сложная и специально организованная форма психической деятельности. Речь принимает участие в мыслительных процессах и является регулятором человеческого поведения. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. [13]
Включение речи в познавательные процессы (восприятие, представление, воображение и т.д.), без которых не может развиваться изобразительная деятельность, оказывает положительное влияние на развитие личности дошкольника. Речь организует и активизирует мышление детей, помогая им устанавливать смысловые связи между частями воспринимаемого материала и определять порядок необходимых действий. Вместе с тем она служит средством преодоления тенденции к образованию стереотипных, шаблонных, малоподвижных навыков. Речь способствует формированию графических умений и навыков. Рисование, по мнению Л.С.Выготского, «есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем-либо».
В свою очередь, организованные занятия по изобразительной деятельности представляют эффективное средство развития речи у дошкольников с дизартрией. Развитие речи детей в процессе изобразительной деятельности осуществляется в нескольких направлениях:
· происходит обогащение словаря дошкольников терминами, которые первоначально используются ими, как правило, на занятиях по изобразительной деятельности, а затем входят в активный словарный запас;
· осуществляется становление и развитие речи как средства общения;
· совершенствуется регулирующая функция речи.
Помимо этого занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию мелкой моторики кисти руки: зрительно-моторной координации, тонких движений руки, регуляция их объема и четкости.
Значимость искусства – в стимулировании творчества дошкольника. ............