ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОБВИНЯЕМОГО ДЛЯ РЕШЕНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ И УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ РАССЛЕДОВАНИЯ
Криминалистическое изучение личности обвиняемого осуществляется следователем главным образом в целях выбора тех или иных тактических приемов при производстве следственных действий в том объеме, который следователь считает необходимым. Установление целого ряда сведений о личности обвиняемого для правильного решения уголовно-правовых и уголовно-процессуальных задач является строго обязательным, так как непосредственно вытекает из требований закона.
На необходимость изучения психологических особенностей личности обвиняемого в этих целях обращал внимание видный русский юрист А. Ф. Кони: «Изучение его (т. е. обвиняемого. — Автор) на суде может быть только полезно для правосудия, если им разъясняются такие свойства обвиняемого, которыми вызваны движущие побуждения его преступного деяния, или наоборот, с которыми это деяние находится в прямом противоречии».
Решение уголовно-правовых вопросов на основе данных о психологических особенностях личности обвиняемого
К числу уголовно-правовых задач, для решения которых особенно необходимы данные о психологии обвиняемого, относится в первую очередь установление вменяемости (т. е. способности быть виновным), формы вины (умысел или неосторожность), мотивов преступления, эмоционального состояния обвиняемого в момент совершения преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности.
Вопрос о вменяемости решается с помощью судебно-психиатрической экспертизы. Основанием для ее назначения является сомнение следователя в психической полноценности обвиняемого.
Поэтому следователю необходимо с самого начала расследования уголовного дела обращать внимание на факты, свидетельствующие о наличии странностей в поведении обвиняемого.
Анализ характера и способа совершения преступления, целей, которые оно преследовало, сведений о поведении обвиняемого до и после совершения преступления, отношении обвиняемого к людям, его образе жизни способствует формированию представления о степени психической полноценности субъекта.
Иногда странными представляются действия обвиняемых, составляющие содержание уголовного дела. Например, при расследовании уголовного дела о многочисленных мелких кражах, совершенных у сослуживцев лаборанткой одного из высших учебных заведений, было установлено, что обвиняемая похищала не только попадавшиеся на глаза предметы, имеющие некоторую материальную ценность (губную помаду, пудреницы и т. п.), но и старые почтовые открытки, сломанные шариковые ручки и другие предметы, которые никак не могли быть ею использованы. Эти факты вызвали у следователя предположение, что обвиняемая страдает психическим заболеванием и невменяема. Предположение следователя нашло подтверждение в заключении судебно-психиатрической экспертизы.
Другой обвиняемый нанес телесные повреждения незнакомому человеку, пытавшемуся вслед за ним войти в кабину лифта. Следователь узнал от свидетелей, что с некоторых пор они стали замечать странности в поведении этого человека. Он никогда не входил в лифт, если там уже находились люди, подолгу ждал, когда ему представится возможность подниматься или опускаться в лифте одному, старался ни с кем не встречаться на лестницах, возвращался с половины пути, если слышал, что кто-то идет по лестнице ему навстречу. ............