МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРАНАЛИСТИКИ
Кафедра стилистики русского языка
Работа
по курсу «Современный русский язык»
на тему «Использование жаргонной лексики в средствах массовой информации».
Выполнила студентка 1 курса
дневного отделения 114 группы (РВ)
Зотова А. М.
Проверила Василькова Н. Н.
Москва – 2009
Содержание
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Жаргонная лексика……………………………………………………..............4
1.1 Жаргон в системе русского языка……………………………....................4
1.2 Жаргонная лексика как явление…………………………….......................5
1.3 Классификация жаргонной лексики…………………...….........................6
1.4 История жаргонной лексики в России……………………………………7
1.5 Отражение жаргонной лексики в словарях…...…………………………11
1.6 Жаргон в журналистике…..………………………………………………13
1.7 Специфический жаргон журналистов…………………………………...18
Заключение…………………………………………………….............................22
Список литературы………………………………………………………………23
Приложение 1. Карточки. ………………………………………………………25
Введение
В современных СМИ часто встречаются жаргонные слова. Это порождает в современном обществе своеобразную моду на жаргонизмы. Пытаясь увеличить число подписчиков, слушателей, зрителей, некоторые современные газеты, журналы, радио- и телепрограммы слепо следуют за установившейся в сознании носителей языка речевой модой. А люди, для которых радио и телевидение является авторитетом, привыкают к данной лексике и воспринимают её как нормированную, несмотря на то, что в СМИ нередко попадаются грубые, употреблённые не к месту слова. Люди начинают воспринимать такие слова (в том числе и жаргонизмы), употреблённые в прессе, как нормированные.
Некоторые лингвисты относятся к жаргонизмам настороженно или неприязненно, другие всецело одобряют употребление «простых» слов и выражений.
К жаргону в СМИ можно относиться по-разному, но чтобы понять своё отношение к данной проблеме, надо сначала эту проблему изучить. Именно изучение проблемы использования жаргонизмов является целью моей курсовой работы.
Я поставила перед собой следующие задачи: систематизировать знания о жаргонизмах в русском языке; выяснить мнения специалистов по поводу использования жаргона в СМИ; попытаться определить, следует ли употреблять в жаргонную лексику в газетах и журналах, на радио и телевидении. Для решения последней задачи я рассмотрела некоторые употреблённые в СМИ жаргонизмы и постаралась доказать необходимость или неправильность их употребления.
1. Жаргонная лексика
1.1 Жаргон в системе русского языка
Всю лексику русского языка можно разделить на общенародную и необщенародную (лексику ограниченного употребления). Основу русского языка составляет общенародная лексика: её понимание и употребление не зависит ни от географического места жительства, ни от профессии, ни от социального положения человека. В состав общенародной лексики входят все литературные слова, а также те нелитературные слова, которые распространены среди людей разных возрастов и профессий. ............