Часть полного текста документа: СОДЕРЖАНИЕ: Введение............................................................... С. 3 1. Внутренние особенности трагедии по Аристотелю......... С. 8 А). Что есть трагедия?....................................... С. 8 В). "Страх" и "сострадание"..............................С. 11 2. Катарсис: понятие, сущность и функции......................С. 15 А). Античное понимание катарсиса как Эстетической категории.....................................С. 15 В). Катарсис Аристотеля в интерепретации А.Ф. Лосева.....................................................С. 17 С). Пост-аристотелевские исследования феномена катарсиса.......................................... С. 22 3.Практическое использование катарсиса в психологии......... С. 26 А). Психологи о катарсисе...................................С. 26 В). Катарсис в психодраме...................................С. 28 С). Катарсис и медитация....................................С. 35 Заключение..............................................................С. 39 Список литературы....................................................С. 41 Приложение.............................................................С. 44 Введение. Проблема катарсиса - трагического очищения - вызвала в истории философии, эстетики и литературы многочисленные споры. Одна из причин подобных споров своим основанием имеет недостаточно удовлетворительную сохранность "Поэтики" Аристотеля, а другая - принципиальную противоположность позиций дискутирующих сторон. Характер сложности проблемы трагического катарсиса, по образному выражению Н.И. Новадского 1, может быть сопоставлен в этом отношении с знаменитым "гомеровским вопросом". Поэтому давать подробный анализ основных вариантов решений, которые наметились в толковании аристотелевского катарсиса, трудно, так как даже простое перечисление трудов о катарсисе Аристотеля займет не один десяток страниц. В своем исследовании мы отметим особенности некоторых работ по этому вопросу и попытаемся наглядно показать варианты решений данной проблемы (см. приложение). Целью представленной работы является исследование феномена катарсиса (его сущности, функций, значения). Объект исследования - психическое переживание, предмет - феномен катарсиса у Аристотеля и его развитие в пост-аристотелевской мысли. Исследование проводится на основе следующих трудов Аристотеля: "Метафизика", "Физика", "О душе", "Политика", "Этика", "Риторика" и "Поэтика, или Об искусстве поэзии". Наиболее часто используются переводы Гаспарова М.Л. и Лосева А.Ф. Также мы использовали работы философов, литераторов и психологов. Из трудов античных философов здесь представлены работы Платона, Пифагора, Квинтилиана, Эмпедокла, Гераклита и Ямвлиха. В пост-арситотелевское время проблемой занимались исследователи: Я. Бернайс, У. Шекспир, Э. Целлер, Э. Мюллер, Д. Лессинг, И.В. Гете, Ф. Шиллер, Ж.-Ж. Руссо, К. Целль, Д. Кок, К. Зелл, Й. ............ |