Введение
  
 Тема: Исследование уровня тревожности на этапе адаптации учащихся 5-ых классов.
 Цели: освоение умений и навыков постановки целей, формулирования задач индивидуальной и совместной деятельности, кооперации с коллегами по работе в интересах решения исследовательских задач и задач психологической работы;
 - углубления и закрепления теоретических знаний, приобретенных в процессе плановых учебных занятий, получения навыков практического применения;- формирования профессиональной позиции психолога в учреждения различного профиля;
 - сформированности устойчивых навыков использования компьютерной техники и достижения информатики в рамках избранной специальности.
 Место прохождения практики: МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школя №2»
 Дата прохождения практики: 18.10.10г. – 31.10.10 г.
 Перечень основных работ и заданий, выполненных в процессе практики: 
 - оценка развития уровня тревожности учащихся на этапе адаптации в среднем звене;
 - разработка коррекционно – развивающих занятий по снижению уровня тревожности учащихся 
 - групповые развивающие занятия для учащихся средней школы
 - индивидуальные и групповые консультации классных руководителей, учителей - предметников, родителей.
 
  Основная часть
 Производственная практика проходила на базе МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школя №2».
 Основная организация работы в процессе практики была согласована:
 - выработка адекватных профессиональных установок к практической деятельности психолога;
 - проведение психологических исследований;
 - освоение практических профессиональных умений и навыков поведения в рамках избранной специальности;
 - апробирование полученных в процессе обучения инструментария и методов работы, полученных в процессе обучения (сбор информации, способы обработки данных, методы анализа информации, приемы проведения исследования);
 - приобретение умений и навыков использования компьютерных методов поиска, сбора, хранения и обработки информации в сфере своей профессиональной деятельности.
 1.  Фронтальное психологическое тестирование учащихся:
 Оценка развития уровня тревожности учащихся на этапе адаптации в среднем звене.
 Адаптационный период по окончании начальной школы длится 2 месяца с момента перехода в основную школу.
 Адаптация – это приспособление индивида к условиям социальной среды.
 Социальная среда включает:
 ·  Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя
 ·  Успешное общение и адекватное отношение с окружающими
 ·  Способность к труду, обучению и организации досуга и отдыха
 ·  Способность к самообслуживанию и самоорганизации 
 ·  Изменчивость поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями
 Диагностика адаптации на этапе перехода с начальной школы в среднюю ступень включала исследование уровня тревожности учащихся.
 Общая тревожность в школе – это эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
 Исследование тревожности проводился по методике Филлипса, который содержал 58 вопросов.
 Кроме исследования уровня общей тревожности, была исследована тревожность по следующим факторам:
 - переживание социального стресса;
 - фрустрация (переживание) потребности успеха;
 - страх самовыражения;
 - страх несоответствия ожиданиям окружающих (учителей, родителей, одноклассников);
 - низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
 - проблемы и страхи в отношении с учителями.
 Всего было протестировано 95 учащихся 5-ых классов.
 Результаты тестирования получились следующие:
 1.  Общая тревожность:
 На низком уровне тревожности 18% уч.,
 На повышенном – 31% уч.,
 На высоком 51 % уч.
 2.  По фактору «переживание социального стресса»:
 На высоком уровне – 10%;
 На повышенном – 49%;
 На низком – 36%;
 3.  По фактору « фрустрация (переживание) потребности успеха»:
 На высоком уровне –18%;
 На повышенном –54%;
 На низком –23%
 4.  По фактору «страх самовыражения»:
 На высоком уровне –44%;
 На повышенном –37%;
 На низком –14%
 5.  По фактору «страх ситуации проверки знаний»:
 На высоком уровне – 29%;
 На повышенном – 44%;
 На низком – 22%
 6.  По фактору «страх несоответствия ожиданиям окружающих»
 (учителей, родителей, одноклассников):
 На высоком уровне –19%;
 На повышенном – 26%;
 На низком –50%
 7.  По фактору «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу»:
 На высоком уровне –11%;
 На повышенном –17%;
 На низком –67%
 8.  По фактору «проблемы и страхи в отношении с учителями»:
 На высоком уровне –35%;
 На повышенном –41%;
 На низком –19%
 В целом по результатам диагностики уровня тревожности пятиклассников, следующие выводы:
 1.  По фактору «страх самовыражения» преобладает наибольшее количество пятиклассников. Это означает, что у учащихся преобладают негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
 На высоком уровне –44%;
 На повышенном –37%;
 На низком –14%
 2.  По фактору «проблемы и страхи в отношении с учителями» у учащихся общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
 На высоком уровне –35%;
 На повышенном –41%;
 На низком –19%
 3.  По фактору «страх ситуации проверки знаний» у учащихся негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно) публичной знаний, достижений, возможностей: 
 На высоком уровне – 29%;
 На повышенном – 44%;
 На низком – 22%
 Наиболее низкие результаты по фактору «низкая физиологическая сопротивляемость стрессу».
 На высоком уровне –11%;
 На повышенном –17%;
 На низком –67%
 Это означает, что у большинства пятиклассников особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
 Полученные данные свидетельствуют о том, что необходима коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые показали высокий и повышенный уровень тревожности.  ............