Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Альметьевский филиал
Психологический факультет
Кафедра педагогики и психологии
Курсовая работа
По дисциплине «Психологическое консультирование»
Исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей и типов темперамента подростков
Специальность 050706.65 (031000) «Педагогика и психология»
Выполнила: Гатауллина Л.Г.
студентка группы 961 до
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии,
к.психол.н, А.В.Потёмкин
Альметьевск – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретический анализ изученности взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента
1.1 Психологическая характеристика процесса общения
1.2 Психологическая характеристика феномена темперамента
1.3 Психологические особенности подросткового возраста
Выводы по главе 1
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи коммуникативных особенностей подростков и типов темперамента
2.1 Описание выборки и методов исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Комплекс рекомендаций по улучшению коммуникативных особенностей подростков
Выводы по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность нашего исследования определяется тем, что общение играет важнейшую роль в жизни человека. Человек - существо социальное. Включенность личности в общественные отношения обуславливает тезис о первостепенной роли социального общения в этом процессе. В связи с огромной определяющей ролью общения в развитии и формировании личности, в нашей науке за последние годы обнаружился острый интерес к его изучению, который в свою очередь породил большое количество подходов к проблеме общения в области философии, социологии, социальной психологии. В межличностных отношениях конфликты нередко возникают вследствие того, что люди не учитывают особенности темперамента как своего, так и другого человека. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтрализованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.
Интерес к проблеме общения уходит своими корнями в далекое прошлое. Общение, процессы взаимодействия между людьми, их взаимоотношения, те вопросы, с которыми сталкивается человек, вступая в контакт с другими людьми, всегда привлекали к себе пристальное внимание. Осуществляя совместную деятельность, люди вступают друг с другом в общение, устанавливают психологический контакт, представляющий собой сложный и многогранный процесс [34; с.217].
В настоящее время уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или процесса. Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. ............