Часть полного текста документа:Истоки авторитаризма Владимир Линков Религия была разрушена не расчётливыми "нигилистами", дальновидно планировавшими, лишив человека веры в Бога, сделать его безнравственным и потому способным на любое преступление, как это пытался доказать Достоевский, а высшими классами, первыми потерявшими веру. Их идеал - жизнь как удовольствие - был несовместим с христианским вероучением. Люди отказались от Бога ради наслаждения земной жизнью. Вместо Бога непререкаемым авторитетом стала наука, на неё парадоксальным образом были перенесены некоторые функции и атрибуты религии. Вера в прогресс пришла на смену религии, стала псевдорелигией, опиравшейся на авторитет науки. Благодаря успехам физики, химии, биологии наука приобрела ту власть, которая была использована идеологами для утверждения социальных догм. Всё, что говорилось от имени науки, воспринималось как несомненная истина, любая критика которой отвергалась с порога без выслушивания доводов, так, будто речь шла не о научной, а о религиозной истине откровения. Совершенно не случайно Рахметов, укоряя Веру Павловну, оставившую без присмотра мастерскую, использует религиозные понятия. Вообще логика рассуждения Рахметова знаменательна: "Теперь я не говорю уже о том, что вы разрушили благосостояние 50 человек, - что значит 50 человек! - вы вредили делу человечества, изменяли делу прогресса. Это, Вера Павловна, то, что на церковном языке называется грехом против Духа Святого, - грехом, о котором говорится, что всякий другой грех может быть отпущен человеку, но этот - никак, никогда". Какие знакомые слова: "что значит 50 человек!" перед благом всего человечества. И вот как в сознание входит убеждение, что грех против духа святого новой "религии" - религии-прогресса - не прощается никак и никогда. Вот сейчас мы имеем возможность увидеть самый исток фанатизма Нового времени, принесшего человечеству неисчислимые страдания. Перед нами новое, совершенно необычное духовное образование, представляющее собой смешение псевдорелигиозных и псевдонаучных элементов, враждебное одновременно и науке, и религии. Ведь не надо упускать из виду, что духовные наследники "нигилизма" разрушали не только религию и церкви, но оставили свой страшный след и в науке. И когда они громили генетику, то поступали в полном согласии с духом и сущностью своей "религии", а не вопреки ей. Намного опережая время, Достоевский разглядел сущность этого духовного мутанта. Но его предупреждение осталось без ответа, да и сейчас оно не получило должного отклика. Достоевский назвал явление, о котором у нас идёт речь, "полунаука". "Полунаука, самый страшный бич человечества, хуже мора, голода и войны, неизвестный до нынешнего столетия. Полунаука - это деспот, каких ещё не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов, деспот, перед которым всё преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему". Правоту слов героя "Бесов" подтвердило время. Если бы мы действительно верили в то, что говорим о Достоевском - "гениальный", "великий" и так далее, то мы не могли бы не отнестись серьёзно к таким его словам: "деспот, каких ещё не приходило до сих пор никогда", "самый страшный бич человечества". Тем более что такой деспот явился уже буквально, метафора распалась и утратила своё переносное значение. ............ |