Историческое развитие педагогики духовых инструментов
План:
1. Обучение игре на духовых инструментах в первобытном обществе
2. Обучение игре на духовых инструментах во времена античности
3. Обучение игре на духовых инструментах в эпоху Средневековья и Возрождения
4. Обучение игре на духовых инструментах в Европе XVIII века
5. Методические взгляды профессоров Европейских консерваторий XIX века
6. Методика обучения духовиков в Петербургской и Московской консерваториях в первые годы их существования
7. Современная отечественная методика обучения игре на духовых инструментах
8. Нерешенные проблемы в методике обучения игре на духовых инструментах.
1. Обучение игре на духовых инструментах в первобытном обществе
Современные историки и антропологи полагают, что к началу Великого оледенения физическое развитие человека закончилось, и он стал совершенствоваться социально. В это время начали развиваться навыки коллективного труда, устанавливалось общественное сознание, формировалась членораздельная речь, развивались и углублялись эмоции и чувства, крепла познавательная потребность и потребность в эстетическом освоении мира.
В этих условиях неизбежно должна зародиться эстетическая деятельность человека. По образному выражению академика А.П. Окладникова, само время было «беременно» искусством. Оно «должно было возникнуть с такой же неодолимой силой, какая гонит молодые весенние побеги из под земли к свету, поднимая буграми и взламывая асфальт на дорогах».
Первые «музыкальные» инструменты появились одновременно с первыми наскальными изображениями, а, может быть, раньше их. Рисунки, сделанные первобытным человеком на стенах пещер, сохранились лучше, поэтому изобразительное искусство кроманьонца исследовано полнее, нежели музыкальное. Когда мы рассматриваем рисунки человека, жившего в эпоху палеолита, мы уверенно говорим: «Искусство!», «Живопись!», но, когда мы пытаемся представить себе игру этого человека на духовых инструментах, мы почему-то боимся назвать то, что он делает, музыкой. Нет ни малейшего сомнения, что кроманьонец, сумевший нарисовать бизонов на потолке Альтаирской пещеры, способен использовать духовые инструменты не только для подачи сигналов и заманивая на охоте животных, но и для того, чтобы выразить своё отношение к действительности.
Можно ли называть «музыкальными инструментами» случайно подобранные раковины и деревяшки, в которых не запечатлён человеческий труд, – вопрос спорный. Но, если один человек показывает другому, каким образом надо дуть в полую трубку, чтобы достичь того или иного звука, то развитию преподавания музыки положено начало.
В первобытном обществе методики как науки не существовало. О том, как в те далёкие времена велось обучение игре на духовых инструментах, нам почти ничего неизвестно. Можно допустить, что приёмы обучения стали фиксироваться в сознании первобытного «учителя» в тот момент, когда он принялся обучать игре на примитивной свирели другого человека. Предположительно, это случилось около 35 – 40 тысяч лет назад, в эпоху Великого оледенения, с появления первых Homo sapiens.
Среди древних «учителей», наверняка, были умельцы своего дела. Постепенно они накапливали опыт, расширяли набор «педагогических» приемов, совершенствовали «метод», без которого невозможно никакое целенаправленное обучение.
Во времена палеолита «метод» обучения сводился к показу и подражанию. ............