Часть полного текста документа:История искусства Древнего Египта. Ансамбль в Саккара Белякова О. Ю. От III и IV династий сохранилось несколько крупнейших некрополей. Располагались они в районе Мемфиса, откуда и происходили правящие фараоны. Кроме некрополя в Гизе (окраина современного Каира) не меньший интерес вызывают ансамбли в Саккара, Дашуре и Медуме. Особую славу снискал некрополь Саккара: именно там зодчим Имхотепом была создана первая конструкция пирамиды. Считается, что в период правления III династии в истории Древнего Египта назрел особый момент, когда идея прославления мощи божественного фараона и его вечной памяти стала необходимым условием могущества государства. Это требовало иных масштабов строительства и нового архитектурного образа. Горизонтали мастаб для реализации этой идеи не подходили. В период III династии мастабы ещё были широко распространены в Египте их строили не только фараоны, но и их вельможи. С внешней стороны все мастабы имели довольно близкое сходство, что "оптически" уравнивало в правах и "сына бога Ра", и "простых смертных" в лице его приближённых. Таким образом, причины образования новой уникальной конструкции с ярко выраженной вертикалью имели религиозно - идеологические предпосылки. Тем не менее, переход к пирамиде не был спланирован заранее, а произошёл спонтанно, поскольку в основе знаменитой ступенчатой пирамиды Джосера (2700 год до н. э.) находится всё та же мастаба. Наряду с созданием первой пирамиды, зодчий Имхотеп прославился ещё и благодаря введением в древнеегипетскую архитектуру нового материала. Отныне кирпич - сырец с примесью соломы и деревянные балки становятся языком прошлого. На смену им приходят каменные блоки. Не вызывает сомнения, что приход Имхотепа к новому материалу был связан со стремлением на долгие века сохранить славу фараона - покровителя страны. Постройки из обожжённого на солнце кирпича не отличались особой прочностью, и за относительно небольшой промежуток времени превращались в руины. Каменные блоки- творения самой природы, и, согласно арабской пословице, построенных из них пирамид боится даже время. Поскольку гробницы воздвигались ещё при жизни владыки или вельможи, а в случае их преждевременной кончины или опалы передавались другим преемникам, то, возможно, в строительстве комплекса в Саккара принимал деятельное участие и сам Джосер. В результате благодаря исследованиям археологов перед нами предстаёт огромный мемориальный комплекс, огороженный высокой десятиметровой стеной из белоснежного турского известняка с бастионами и воротами, оформленными в виде выступов. Из 15 ворот 14 было ложными. Через главный вход, через коридор из колонн мы проходим в большую квадратную залу, а за ней отчётливо видна стена с рельефными изображениями кобр ("стена кобр"). Справа от неё находился двор для празднества "хеб - сед" и храм с молельнями, а слева от двора - остатки постаментов от символических тронов Верхнего и Нижнего Египта и руины двух других храмов (Северного и Южного). К самой пирамиде примыкал заупокойный храм с сердабом и алтарём. Сердаб представлял собой небольшую комнату в храме, где помещалась статуя умершего, таким образом присутствующего на службе. В этой камере были прорезаны небольшие окошки, чтобы родственники видели покойного, а он - их. ............ |