Часть полного текста документа:История печатных средств массовой информации России Курсовая работа Выполнила студентка IV курса Санкт-Петербург 2006 г. Введение С 1990-х гг. интерес исследователей к средствам массовой информации заметно активизировался. В новейший период изучение средств массовой информации (СМИ) ведется в нескольких направлениях: "СМИ - средство воздействия на общественное сознание", "Стилистические особенности языка СМИ", "СМИ в аспекте межкультурной коммуникации", "СМИ как средство рекламного воздействия" и другие. Само перечисление этих подходов свидетельствует о чрезвычайной сложности такого объекта исследования как СМИ. При исследовании языковых фактов массмедийной коммуникации, безусловно, учитывается то, что сегодня, наряду с информативной функцией, основной функцией языка СМИ признана воздействующая функция. Это модус, который обнаруживает свое воздействие во всех сферах жизни. Информируя человека о состоянии мира и заполняя его досуг, СМИ оказывают влияние на весь строй его мышления, стиль мировосприятия, на язык и тип культуры сегодняшнего дня. СМИ выступают сегодня посредниками в распространении коллективного знания, как носитель новых ценностей, стереотипов, мощнейший инструмент рекламы. Цель курсовой работы состоит в анализе особенностей развития печатных средств массовой информации в России и использования периодической печати как инструмента рекламы. В задачи работы входит: 1) проанализировать процесс становления российской печати в дореволюционный период; 2) показать особенности советской периодической печати; 3) проанализировать характерные черты периодической печати и особенности развития рынка печатной рекламы в современной России. В работе использованы публикации отечественных исследователей, материалы периодической печати и материалы специализированных ресурсов Интернет. 1. Периодическая печать в России дореволюционного периода Средства массовой информации неоднократно становились предметом научного анализа. Представление об эволюции средств массовой информации в России дают исследования, предпринятые еще в дореволюционный период См. например: Жулев П. Современный читатель из народа // Русская школа. - 1912. - № 9., а также оценки этого периода в трудах современных ученых См.: Есин Б. И. Русская дореволюционная газета. М., 1971.. Как известно, первую газету в России создал в 1710 году Петр I . Называлась она - "Ведомости". В дальнейшем издание газет долго было государственной монополией. Первое рекламное агентство в России было открыто в XIX веке предпринимателем Метцелем. Именно ему принадлежит и расхожая фраза: "Реклама есть двигатель торговли" Феофанов О. Реклама. Новые технологии в России. СПб.: Питер, 2001. С. 16.. XIX в. стал для нашей страны веком появления рекламных изданий, которые в Европе возникли гораздо раньше - в первой половине XVII в. Начало XIX в. ознаменовано в России созданием таких новых столичных газет, как "Санкт-Петербургские коммерческие ведомости" (1802), "Северная почта" (1809), "Сенатские ведомости" (1809), "Гений времени" (1807), "Северная пчела" (1825), "Коммерческая газета" (1825) и "Земледельческая газета" (1834). Причем частные объявления, по утверждению некоторых исследователей истории российской рекламы, были разрешены только в "Санкт-Петербургских ведомостях" и "Московских ведомостях", тогда как другие исследователи полагают, что исключительное право печатать частные объявления в Российской империи в данный период времени предоставлялось только "Губернским ведомостям", монополия которых на рекламу продлилась до начала 60-х гг. ............ |