Часть полного текста документа:История развития эпидемиологии и иммунологии Реферат по истории медицины выполнила: студентка 142 группы Московского факультета Комкина Мария ГОУ ВПО РГМУ Москва, 2004 Эпидемия (греч. Epidemia; от греч. epi- над и demos- народ) - значительное распространение какой-либо инфекционной болезни превышающее обычный для данной местности уровень заболеваемости. Пандемия (греч. pandemia; pan- всеохватывающий) - распространение инфекционной болезни на нескольких материках 9более широкое, чем при эпидемии). Древняя Русь (конец IX - середина XIII вв.) В русских летописях наряду с многочисленными описаниями болезней князей и представителей высшего сословия (бояр, духовенства) даны ужасающие картины больших эпидемий чумы и других заразных болезней, которые на Руси называли "мором", "моровым поветрием" или "повальными болезнями". За период с XI по XVIII вв. в летописях упоминается о 47 "морах". Начинались они, как правило, в пограничных городах - Новгороде, Пскове, Смоленске, через которые проезжали иноземные купеческие караваны. Гибель десятков тысяч жителей Смоленска во время эпидемии 1230 г. Свидетельствует, что болезнь была чрезвычайно заразной и сопровождалась высокой смертностью. Понимание "прилипчивости" заразы побуждало население к организации мер по ограничению зараженных мест - "запиранию заморных мест" (улиц или домов, где были больные). Когда эпидемия охватывала все селение или город, на дорогах, ведущих к нему, организовывали заставы; в лесах устраивали засеки. Однако вплоть до XIV-XV вв. хоронить умерших от заразных болезней продолжали по религиозным ритуалам на кладбищах при церквах, что способствовало распространению заразы. Так, в 1352 г. во время мора во Пскове на церковных дворах скапливалось по 30 умерших и более, поэтому приходилось класть по трое или по пять в один гроб. Только в XVI в. умерших во время мора начали хоронить на пораженной территории или за пределами населенных мест. В то же время в народе сохранялись представления о том, что моровые поветрия возникают от сверхъестественных сил, изменения положения звезд, Божьего гнева, перемены погоды. В русских народных сказках чума изображалась женщиной огромного роста с распущенными волосами и в белой одежде, холера - в образе злой старухи с искаженным лицом. Недопонимание того, что основную опасность представляют грязь и нищета, приводило несоблюдению правил гигиены, усиливало эпидемии и идущий следом за ним голод. В стремлении прекратить повальные болезни народ шел на самые отчаянные меры. Например, когда в Новгороде в XIV в. разразилась чума, горожане в течение 24 часов строили церковь Андрея Стратилата, которая сохранилась до наших дней. И все же ни строительство церквей, ни молитвы не спасали народ от бедствий - эпидемии в Европе уносили в то время десятки тысяч человеческих жизней. Самое большой число эпидемий на Руси было в период нашествия золотой орды (1240-1480 гг.). Западная Европа в период раннего и развитого средневековья (V-XV) Опустошительные эпидемии и пандемии инфекционных болезней возникали во все периоды истории человечества. Число их жертв достигало, а порой и превышало потери во время военных действий. Достаточно вспомнить пандемию гриппа во время первой мировой войны, вошедшую в историю под названием "испанка" и поразившую 500 млн человек, из которых умерло около 20 млн. И все же самые печальные страницы в истории инфекционных болезней связаны с периодом Средневековья в Западной Европе, где особенности социально-экономического, политического и культурного развития феодальных государств в значительной степени способствовали распространению массовых заразных болезней. Большинство западноевропейских городов появились к концу XI в. ............ |