Содержание
Введение
Система социальной защиты населения: сущность, факторы формирования и развития
Список источников литературы
Введение
После октябрьского переворота в России была создана новая структура, которая занялась отменами действующих органов помощи с перераспределением средств и имущества для нужд государства. Сначала ею стало Министерство, а со временем - Народный комиссариат государственной опеки (НКГО). Среди ликвидированных учреждений оказались благотворительные организации и общества помощи инвалидам, действующие в Российской Империи. Их отменили 19 ноября 1917 года. А уже до конца января 1918 года была разрушена вся предшествующая систему опеки. Вместо упраздненных ведомств в НКГО образовывались отделы, которые должны были курировать проблемы социальной помощи определенной категории нуждающихся, - отделы по охраны материнства и детства, отдел опеки несовершеннолетних и прочие.[1]
К марту 1918 года были сформированы основные направления деятельности в сфере государственного социального обеспечения: выдача пайков семьям фронтовиков, предоставление убежища для покалеченных на войне и назначение им пенсий; корректирование деятельности учебных заведений государственной опеки. Для решения острой к тому времени проблемы финансового и материального обеспечения социальных мероприятий, НКГО прибегал к широкому кругу мероприятий - от целевого перераспределения материальных средств, организации благотворительных лотерей к введению налога на публичные зрелища и развлечения.
С апреля 1918 года начинает осуществляться целенаправленная государственная поддержка нуждающихся граждан, как средство проведения социальной политики. В это время был образован Народный Комиссариат социального обеспечения (НКСО). Этот орган определил новую стратегию социальной помощи, исходя из задач построения социалистического общества большевистского образца. Затем начал формироваться классовый подход в предоставлении разных видов помощи. Согласно положению о социальном обеспечении трудящихся право на получение помощи со стороны государства имели лишь лица, «источниками существования которых, является собственная работа, без эксплуатации чужой». Новое законодательство устанавливало основные виды социального обеспечения, на которые могло рассчитывать трудовое население: медпомощь, выдача помощи и пенсий (в связи со старостью, потерей трудоспособности, беременностью, рождением детей).
Постепенно сформировалась и административная система советской социальной защиты. Значительную роль в этом сыграл 1 съезд комиссаров социального обеспечения (июнь 1918 года). Съезд определил организационную структуру управления социальным обеспечением, его центральных, губернских и уездных органов. Сделана попытка разграничить полномочие НКСО с другими комиссариатами. К середине 1918 года НКСО развивал свою деятельность в таких направлениях: охрана матери и грудного ребенка; работа в детских домах; деятельность по обеспечению несовершеннолетних, обвиненных в противоправных действиях; раздача продовольственных пайков; обеспечение воинов-инвалидов; медпомощь.
Деятельность в сфере социальной защиты в этот период, в том числе выдача разного рода помощи, осуществлялась разными ведомствами - Комиссариатом работы (предоставлял помощь безработным), Биржей работы, Комиссариатом земледелия и др., что приводило к дублированию определенных функций. ............