Омский государственный педагогический университет Курсовая работа по педагогике (истории образования): «История женского образования в России с древнейших времен до начала XX века» Выполнила: студентка 3 курса химико-биологического факультета з/о группа32 Азаматова Зульфия Равилевна Проверила: Калинина Светлана Васильевна ОМСК 2005
Содержание Введение…………………………………………………………………………….. 3 Глава 1. Общее описание истории женского образования в России с древнейших времен до начала XX века………….……………………………….. 4 § 1. Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя…………... 4 § 2. Воспитание и обучение в Киевском государстве………………………..….. 5
§ 3. Просвещение в XVI – XVII вв.……………………………………..…..
6 § 4. Воспитание и образование при Петре I………………………….….. 7 § 5. Женское воспитание и образование при Екатерине II…………………….... 8 § 6. Образование женщин в XIX веке…………………………………………..… 8 § 7. Женское образование в России в конце XIX начале XX вв………………… 14 Глава 2. Характеристика некоторых учебных заведений для девушек…….…... 16 § 1. Воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт)………………………………………………………...…….. 16 § 2. Мариинское женское училище……………………………………...………... 27 § 3. Петербургский воспитательный дом ………………………………...……… 29 Глава 3. Понятие роли женщины в обществе. Трансформация задач воспитания соответственно этой роли..................................................................... 31 Заключение…………………………………………………………………………. 32 Приложение………………………………………………………………………… 33 Литература………………………………………………………………………….. 35
ВВЕДЕНИЕ Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке начали формироваться только в XIX веке в общем, контексте развития науки. Уже с самого начала стало принятым расширенное понимание предмета педагогики: не только рассмотрение воззрений на сущность, задачи, содержание и методы воспитания («философия воспитания»), но и самой практики воспитания, образования и обучения. С этим в значительной степени связаны и различные трактовки фундаментальных понятий педагогики – «воспитание» и «образование».
В конце XIX – начале XX века в России историки педагогики, ранее ограничивавшиеся в основном описанием прошлого, начали предпринимать попытки объяснения причин изменений в развитии взглядов на воспитание и его практику. Это было связано как с развитием собственно педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе. Но основные функции истории педагогики остаются неизменными: это осмысление причин возникновения воспитания как социального явления и закономерностей его развития; раскрытие разносторонних связей цели, конкретных задач организации и содержания воспитания и образования с особенностями отдельных исторических периодов.
История педагогики тесно связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. ............