Часть полного текста документа:Из истории грима и одежды Алекс Громов Меняющие облик Грим - это свобода выбора лица... Когда человек впервые надел маску? Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов. Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры. Они делались из разноцветной кожи, бархата, золотой и серебряной фольги. Традиционные маски венецианского карнавала - Арлекино, Коломбины, Пульчинелло, а самая распространенная маска - "баута", имеющая прорези для глаз миндалевидной формы. До наших дней в музеях и частных коллекциях сохранились маски, расписанные знаменитыми художниками, украшенные инкрустацией из драгоценных камней... История грима - это история сцены. По изменению грима можно проследить эволюцию культуры. Так, один из самых необычных гримов применялся в театре Кабуки, зародившемся в Японии в XVI веке и существующем до сих пор. В этой музыкально-танцевальной драме присутствует традиционная символика цветов в гриме и маске. Так, белый грим накладывали на лицо актера, игравшего положительного актера, а отрицательный персонаж должен был иметь на лице общий красный фон и синие полосы. Метод нанесения красок резкими линиями, разными по цвету, форме и рисунку, усиливал естественные линии на лице. После спектакля существовал древний обычай - актеры дарили зрителям отпечаток "своего рисунка" на шелковой материи или рисовой бумаге. Грим - самый яркий элемент образа. Удачный грим в кино запоминается на десятилетия: достаточно сказать - "Баба-Яга", и перед глазами возникает Георгий Милляр в этой роли. Этот грим сварливой старухи-колдуньи перешагнул рамки фильма, сделав "кинематографическую сказку" реальностью. В мюзиклах часто грим наносят по схеме "молодое, красивое лицо". В книге подробно описаны грим и история создания звездных мюзиклов "Кошки", "Волосы", "Метро", "Иисус Христос - суперзвезда", постановок "Независимой группы пластической драмы" Аллы Сигаловой, и создание "футбольного" макияжа на теле французских красавиц из прославленного кабаре "Мулен Руж". В XXI веке модным стал брэндинг - современный вариант постановки на теле клейма (тавро). Самые распространенные рисунки, выжигаемые на коже - руны, иероглифы, родовые печати и магические символы. Кто будет спорить, загадочное искусство грима способно превратить юношу в дряхлого старика, блондинку - в мулатку, красавицу - в дурнушку - и наоборот. Грим - это свобода выбора "собственного" образа, лица, себя... Костюм - это биография характера, времени Костюм - визитная карточка цивилизации. Этому полностью соответствует разнообразие разделов книги. Множество вариантов одежды, множество вопросов и загадок. Одежда повседневная, парадная и для сцены... Так, фанаты театра и кино, открывшие книгу, будут восторгаться описанием театральных костюмов (например, "вахтанговских плащей") и необычных эскизов к старому советскому фильму "Аэлита". У многих народов костюм имел и религиозно-мистическое значение - у племен туарегов мужчина после возмужания должен был всегда и повсюду носить покрывало. Туареги недаром называют себя "люди покрывала", закрывая лицо от кончика носа до конца подбородка (табутация - запрет рта). Костюм является ключом к пониманию человека. ............ |