ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы дипломного исследования определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей. Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. В результате, многие из них готовы брать пример с Андропова, Бендеры, Лужкова, Березовского, Бисмарка. Нетрудно представить, кто может вырасти на идеалах Гитлера, Распутина или Казановы, не вмешайся учитель в процесс формирования у учащихся отношения к этим и другим историческим личностям. Большинство личностей выражали интересы определенных групп людей, сословий, классов, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чем это проявлялось - вот что не всегда попадает в поле внимания учащихся. А без этого и история неполноценна и личности входят в нее будто только из-за имени, а не деятельности. При изучении личности, главное всесторонняя оценка ее деятельности, роли персоны в истории.
Исходя из вышесказанного, в качестве изучения персоналий были взяты личности Александра 1, Наполеона Бонапарта и Кутузова, сыгравшие значительную роль в истории России.
Объектом исследования является процесс изучения исторических персоналий в школьном курсе истории Отечества 8 класса.
Предметом исследования были содержательная и методическая стороны изучения личности Наполеона Бонапарта, Александра 1 и Кутузова в теме «Россия в первой половине Х1Х века» в курсе истории России 8 класса.
Анализ научной литературы позволил выделить рабочую гипотезу.
Изучение персоналий в школьном курсе истории будет эффективно при следующих условиях:
- использование ориентационной основы действия – памятки по изучению персоналий;
- отбор содержания, позволяющий раскрыть биографические данные личности, ее вклад в историю и влияние на ход истории;
- использование различных методов, приемов, позволяющих осветить личность с различных сторон;
- разработка уроков различных типов, таких как урок-портрет, урок-эссэ, интегративный урок, урок, основанный на мемуарной литературе и т.д., использование мультимедийных технологий, организация самостоятельной деятельности учащихся.
Цель исследования заключалась в том, чтобы на основе анализа достижений психолого-педагогической науки, обобщения передового опыта учителей истории разработать и апробировать методику изучения персоналий для восьмых классов, определить методические приемы изучения личностей.
Достижение этих целей потребовало реализации следующих задач:
А) выявление основных сложностей при изучении исторических личностей;
Б) определение уровня заинтересованности учителей и учащихся в изучении персоналий;
В) определение методических условий усвоения учащимися материала о личностях;
Г) отбор исторического содержания по проблеме исследования;
Д) проверка эффективности разработанной системы заданий для экспериментальных уроков.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы по проблеме изучения личностей в средней школе; педагогическое наблюдение; анкетирование учителей и учащихся; опрос; констатирующий и формирующий эксперименты.
Организация и ход исследования: Исследование проводилось в течение трех лет(2005-2008 гг.)
На первом этапе(2005-2006 гг.) велось изучение материала о личностях и отбор содержания для разработки экспериментальных уроков.
На втором этапе(2006-2007 гг.) проходило изучение научной литературы по проблеме исследования, проводились констатирующий и поисковый эксперименты, разрабатывалась методика изучения персоналий.
На третьем этапе (2007-2008 гг.) шла апробация разработанной экспериментальной методики, проверялась ее эффективность, шло литературное оформление работы.
Новизна исследования заключается в самой постановке проблемы. ............