Оглавление
 Введение
 Глава 1. Предмет возрастной психологии. Теоретические и практические задачи возрастной психологии
 1.1 Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
 1.2 Теоретические задачи возрастной психологии
 Глава 2. Организация и методы исследования в психологии развития и возрастной психологии
 2.1 Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития
 2.2 Метод наблюдения
 2.3 Эксперимент как метод эмпирического исследования
 Глава.3. Сравнительный анализ и содержательное обобщение различных концептуальных взглядов с точки зрения разных периодизаций психического развития на период, к которому относится испытуемая
 Глава 4. Анализ эмпирических данных с точки зрения соответствия особенностей развития психики испытуемого возрастным нормам в контексте различных теорий и концепций
 Приложение
 Список литературы
 
  Введение Подростковый возраст – это особенный период в жизни человека, который сопровождается психологическим кризисом личности. Рассмотрение этого процесса, что такое кризис подросткового возраста, и как он протекает. Родителям, педагогам и самим подросткам важно понимать, что происходит во внутреннем мире человека в период с 13 до 17 лет.[1]
 Кризис этого периода имеет два сценария развития: независимый кризис и зависимый. В первом случае кризи имеет такие проявления:
 1. Негативное отношение к жизни, пессимизм.
 2. Не желание принимать чужую точку зрения.
 3. Грубость в общении с окружающими.
 4. Протест против привычного расклада жизни.
 5. Убеждение в исключительности своих принципов.
 6. Отказ от общепринятых норм поведения в обществе, дрескода и прочего.
 7. Нежелание пускать старших людей в свой микромир.
 8. Стремление занимать отдельное место жительства и не делить его с другими.
 Кризис зависимости имеет в некотором роде противоположные проявления. При нем ребенок становится:
 1. Слишком послушным и робким в просьбах.
 2. Увлекается детскими играми и развлечениями.
 3. Во всех своих поступках зависит от взрослых.
 4. Никогда не делает ничего самостоятельно.
 5. Инфантилен в своих мыслях и действиях.
 6. Всегда соглашается с мнением окружающих, не способен отстаивать собственные интересы.
 7. Ищет возможность не выделяться в обществе и быть как остальные ровесники. Кризис независимости протекает очень ярко. Родители и педагоги обращают внимание на детей, которые ведут себя неадекватно, и всячески пытаются изменить их поведение. Что касается подростков с кризисом зависимости – их поступки часто воспринимают с радостью, еще бы, ведь ребенок во всем слушается родителей, не перечит и не противостоит их решениям. Но часто люди забывают о том, что в обществе такой подросток является угнетенным и беспомощным человеком. Ему не только сложно привыкнуть к новой среде, он не умеет поступать так, как лучше для его репутации и здоровья. Кризис зависимости приводит к попаданию человека в «плохие компании» и неблагополучные ситуации. По этому стоит помнить, что задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы воспитать самостоятельную и зрелую личность. Но как понять, что кризис личности подросткового возраста уже наступил? Ведь не существует четких возрастных признаков этого явления, выражаться переходной возраст может уже в 13 или после 16 лет.  ............