ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ИЗУЧЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРСТМЕНОВ РАЗНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Содержание
Введение Глава I. Обзор литературы 1.1. Понятие о темпераменте… 1.2. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности 1.3. Основные свойства проявления темперамента человека и их взаимосвязь 1.4. Взаимодействие типологической предрасположенности человека и его спортивной деятельности Глава II. Организация и методы исследования 2.1. Организация исследования 2.2. Методы исследования
2.2.1. Изучение и теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования
2.2.2. Метод социологического опроса (беседа) 2.2.3. Тестирование Глава III. Результаты собственного исследования 3.1. Экстраинтровертивные различия у людей, занимающихся определенными видами спорта 3.2. Особенности психо-невротизма спортсменов различной специализации 3.3 Типологические особенности нервной системы у лиц, занимающихся различными видами спорта Выводы. Приложения Библиография..
Введение Актуальность проблемы. Современная спортивная тренировка, направленная на достижение высоких результатов, требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех физиологических резервов организма, в том числе и психических возможностей. В этих условиях возрастает зависимость эффективности деятельности человека от индивидуальных свойств нервной системы человека. Предельный уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем, их сдвигов и снижению функционального состояния организма в целом. На фоне выраженных физиологических проявлений перетренированности, зачастую скрытыми, но очень важными являются психологические изменения, поскольку участие спортсменов в соревнованиях различного уровня требует, прежде всего, внутренней устойчивости человека [22].
Нагрузки, которые могут явиться причиной определенных патологий и физиологических изменений в организме спортсмена, вынуждают его снизить объем тренировок или вообще уйти из спорта. Если эти изменения будут зафиксированы в стадии их возникновения, то ряд профилактических мер будут способствовать их возникновению. Для этого тренер и сам спортсмен должны помнить, что успех в спорте зависит от целого ряда условий, в том числе и от особенностей процесса обучения, воспитания, подготовки к соревнованиям. Эти процессы необходимо строить и осуществлять не только на основании общих психолого-педагогических закономерностей, но и с учетом конкретных психологически обоснованных методов и приемов педагогического воздействия, способов организации деятельности занимающихся, приспосабливаемых к индивидуальным свойствам нервной системы и темпераменту тренирующегося [28].
Тип высшей нервной деятельности характеризуется, прежде всего, врожденными и индивидуальными психическими свойствами, то есть данный феномен является генетически заложенным свойством организма [7]. Но, наряду с этим, особенности и свойства того или иного данного от природы темперамента, могут претерпевать различные изменения в ходе индивидуальной жизнедеятельности человека, на которые оказывает влияние окружающая действительность, в данном случае занятия спортом [24]. Несмотря на то, что предпринимались неоднократные и постоянные попытки исследовать проблему темперамента, до сих пор она относится к разряду спорных и до конца не разрешенных в современной науке. ............