Часть полного текста документа:К истории Спас-Тушинского монастыря на реке Сходне. Церковь Андрея Стратилата конца XVI в. Баталов А.Л. Шатровая церковь Андрея Стратилата Спас-Тушинского монастыря датировалась в литературе концом XVI в. по двум описаниям этой обители, в писцовых книгах времени царя Феодора Иоанновича. Обе книги опубликованы Н. В. Калачовым. Одна из них, писцовая книга земель Троице-Сергиева монастыря не датирована и писец, составивший ее, не указан.1 Другая, поместных и вотчинных земель в Московском уезде "письма и меры Тимофея Андреевича Хлопова со товарищи", относится к 1584-1586 гг.2 В первой, недатированной, помещено: "Троице-Сергиева монастыря монастырь Преображенье Спасово на рчк. на Всходне; а на монастыре церковь Преображенье Спасово камена, да церковь камена ж святого мученика Ондрея Стратилата, ставят ново, не доделана; а в церкве Преображенье Спасово, образы, и свечи, и книги, и колокола и всякое церковная строенье старого вотчинника Андакана Тушина с братьею..."3 Во второй, относящейся к 1584- 1586 гг. указано: "Троицы ж Сергиева монастыря монастырь особной на рчк. на Всходне, а на монастыре церковь камена Преображенье Спасово, да церковь каменая ж Ондрея Стратилата..."4 В публикации отрывков из писцовых книг В. и Г. Холмогоровыми ошибочно датировка второй книги была приписана недатированной описи из первой.5 П. А. Раппопорт повторил ошибку Холмогоровых и датировал церковь Андрея Стратилата 1584- 1586 гг 6 по книге земель Троице-Сергиева монастыря, дата составления которой на самом деле отсутствует. Однако, несмотря на ошибочность в атрибуции текстов, сравнение книг может привести к выводу, что церковь Андрея Стратилата действительно была построена к 1584-1586 гг. В недатированной книге она упомянута как строящаяся, а в описи 1584- 1586 гг. как уже существующая без дополнительных указаний. Может показаться, что поэтому недатированная перепись земель Троице-Сергиева монастыря составлена раньше книг "письма и меры" Т. А. Хлопова. Между тем, такой кажущийся логичным вывод был бы ошибочным. Сравним описания деревень в обеих книгах. В недатированной книге в описании, например, деревни Горлово Сурожского стана мы читаем: "... а в ней пашни паханые сер. земли 8 четьи, да лесом поросло 24 четьи в поле, в дву потомуж, сена 10 копен" 7. В книге 1584-1586 гг. указано: "Дер. Горлово, Голково тож: пашни паханые сер. земли 4 четьи, да пер. 28 четьи в поле, а в дву потому ж, сена 10 копен".8 Нельзя не обратить внимание что по последней записи количество пахатной земли уменьшилось на четыре четьи и ровно на столько же увеличилась площадь перелесков. Такую же картину мы наблюдаем и в соседней деревне Протасово9 и во многих других случаях. Можно ли сказать, что за время, прошедшее после составления недатированной книги перелески покрыли часть паханой земли? Логичнее предположить обратное: за этот период земля, занятая перелесками, была распахана. Но это означает, что недатированная книга составлена не раньше, а позже датированной, и это соответствует представлениям об истории русской деревни в конце XVI в. В 1584-1586.гг. еще сохранялись последствия запустения и разорения земли, произошедшего в эпоху грозненского террора. Такое предположение подтверждается описанием села Давыдовского в том же Сурожском стане. В недатированной книге помещено: "... ............ |