Часть полного текста документа:К проблеме способностей Степанова Е.И. Особенностью современного научно-технического прогресса мирового сообщества является усложнение производственных процессов, появление новых научных и технических средств, расширение личных контактов, развитие компьютерных сетей распространения информации. Все это сказывается на человеке, главной производительной силе общества. Как создатель и потребитель материальных и духовных ценностей человек поставлен перед необходимостью удовлетворять запросам производства и общественной жизни, что возможно в том случае, если он стремится к достижению высокого уровня умственного, личностного и профессионального развития. Труд специалиста высокой квалификации требует от его исполнителя не только знаний и стремления к их приобретению, но и проявления индивидуальности, способности к творческой деятельности. Способности как индивидуально-психологические особенности личности представляют собой условия продуктивного выполнения деятельности (учебной, трудовой). Способный человек быстрее овладевает знаниями, умениями, профессией. Он успешнее выполняет трудовые операции и приемы, добивается достижения в них высоких результатов. При этом имеют значение осознание важности знаний и умении, применения их на практике. В понимание природы способностей проливает свет идея Б.Г. Ананьева о механизмах иерархической организации личности с ее многопризнаковыми характеристиками. В сложных ее образованиях происходит взаимодействие функциональных, операционных и мотивационных механизмов, среди которых базовым является функциональный механизм, составляющий природную особенность мозга с его анализаторной системой (зона задатков). Сюда относятся психофизиологические функции: сенсорные, моторные, мнемические и др. Операционный механизм составляют психические процессы, когнитивные операции, которые проявляются на основе функционального механизма. Когнитивные процессы - сенсорно-перцептивные, мнимические, мыслительные - развиваются на основе психофизиологических функций, как готовности к процессуальной деятельности, и требуют известного уровня развития функционального механизма. При этом возникают не просто сосредоточение, а запоминание, умственные действия, глазомер и пространственное восприятие. "Любой психический процесс формируется как определенная констелляция психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербальных, тонических и т.д.) действий и мотивации (потребностей, установок, интересов и ценностных ориентации" (Б.Г.Ананьев; I, с.136-137). Мотивационный механизм составляют разнообразные по содержанию и составу мотивы, представляющие собой направленность личности. Сложное взаимодействие функционального, операционного, мотивационного механизмов лежит в основе способностей. Этим взаимодействием можно объяснить взаимосвязь природного и приобретенного в человеке, задатков и способностей. В психологии под задатками имеют в виду анатомо-физиологические и психофизиологические свойства, которые обнаруживаются в деятельности и в ней же реализуются, составляя основу развития способностей в благоприятных для этого условиях. На значение трехкомпонентного механизма в развитии способностей указывает Б.Ф.Ломов, который вслед за Б.Г.Ананьевым, сенсорно-перцептивный уровень функций и процессов считает необходимым относить к исходному уровню умственного развития человека, что, кстати, подтверждается исследованиями сенсорно-перцептивных процессов разной модальности и сенсорной организации человека [6]. ............ |