Название: | К вопросу о концептуализации историко-педагогического знания |
Просмотров: | 77 |
Раздел: | Психология, педагогика |
Ссылка: | Скачать(16 KB) |
Описание: | "Концептуальность" - значит ни более ни менее как "понятийность", следовательно, категориальный аппарат, посредством которого мы схватываем историческое бытие педагогической реальности, должен быть достаточно развит, чтобы отразить его целостно. |
|
Часть полного текста документа:К вопросу о концептуализации историко-педагогического знания Захарченко М.В. Концептуальное представление истории педагогики требует соответствующего категориального аппарата. "Концептуальность" - значит ни более ни менее как "понятийность", следовательно, категориальный аппарат, посредством которого мы схватываем историческое бытие педагогической реальности, должен быть достаточно развит, чтобы отразить его целостно. Тогда высветится смысл нашего научного предприятия - поскольку только в целостности наличен смысл, и в целостности смысл наличен с необходимостью. Налицо подходы к разработке категории "всемирный историко-педагогический процесс" в качестве интегральной категории, задающей концептуальную полноту историко-педагогического знания. Однако проблема состоит в том, что одна категория не может быть интегральна сама по себе - ее понятийная мощь зависит от того, как задана система категорий, категориальная связь, которую надлежит интегрировать. Идея выхода на концептуальный уровень историко-педагогического знания не должна отождествляться с идеей моделирования историко-педагогического процесса в пространстве мировой истории. Системное представление исторического процесса относится к теоретическому уровню исторического знания. Однако для исторического знания это не предельный уровень обобщения. Выше его лежит уровень методологический - и здесь идея системного представления исторического процесса не работает. Идея системности в познании и системного мышления вообще двояка. Эту двоякость точно подметил П.А.Флоренский в переписке с В.И. Вернадским (1921 год). Одно дело системность как моделирование системного объекта: вещь полезная для решение задач технического типа, и практически невозможная и бесполезная для задач мировоззренческого типа. Совсем другое дело системность как идея системного исследования совокупности явлений: системного и систематического, что подразумевает сложный и специфический процесс интеграции многих научных методов и подходов и выработки новой системы понятий, в которых искомая совокупность явлений сможет быть задана как предмет научного исследования и представлена как объект. Однако объективирование их природы - это только предварительный этап на пути к познанию закона, определяющего их бытие. Высшая форма научного познания - представление объекта как процесса, подчиненного закону. Закон как категориальная форма требует предметного рассмотрен рефлексивной природы самосознания и смысловых содержаниями сознания. На этом уровне нам приходится говорить не о системном моделировании всемирно-исторического процесса, а о понятии и идее истории. На этом уровне необходима постановка вопроса о знании как феномене самосознания, и в этом ракурсе проблема историко-педагогического измерения в образовании обретает ценностной смысл как проблема исторического самосознания педагога. Осознавая свое профессиональное бытие в контексте истории позволяет педагогу видеть свою профессиональную деятельность в качестве культурно-исторического феномена и строить свое профессиональное целеполагание автономно. Проблема автономной педагогики, характерная для отечественной педагогической мысли начала века, заслуживает того, чтобы быть осмысленной на новом современном методологическом уровне. Итак, мы хотим говорить о категории всемирный историко-педагогический процесс как о методологической категории, то есть о категории, задающей концептуальный принцип интеграции знания о педагогической реальности как реальности мировой истории. ............ |