Часть полного текста документа:К вопросу определения понятия сетевых СМИ Светлана Батманова Эволюция коммуникационных каналов последних десятилетий и появление новой, сетевой коммуникации существенно повлияли на систему средств массовой информации. В XV веке появилась книга, в XVI - газета, в XVII - журнал. В начале XX века было изобретено радио и скорость передачи информации достигла предельного значения - скорости света [1]. В середине XX века широкое распространение получает телевидение. А с изобретением сетевых технологий, основанных на цифровом способе передачи данных, начала формироваться новая среда для распространения потоков информации - интернет. Одной из важных проблем с научной точки зрения является отношение ресурсов интернета к средствам массовой информации. В России проблема электронных сетей как нового вида СМИ была впервые поставлена А.И. Акоповым. Он отмечает, что "без какой-либо доли преувеличения Интернет можно рассматривать как некое глобальное средство массовой информации" [2]. Кроме того, "именно на видовом уровне иерархия СМИ, содержащая на первой ступени печатные и аудиовизуальные средства, в последние годы пополнилась новым видом - сетевыми СМИ"[3]. А.И. Акопов ставит проблему комплексного изучения компьютерных электронных сетей как нового СМИ [4], чуть позже - проблему типологизации сетевых СМИ [5]. При рассмотрении электронной сети как явления СМИ ученый выделяет два направления. С одной стороны, все сетевое пространство можно рассматривать как некое средство массовой информации, с определенной структурой, имеющей деление по тематическому, целевому и иным признакам. К другому направлению относятся создаваемые профессиональными журналистами газеты, журналы, информационные агентства, которые в свою очередь подразделяются на электронные версии печатных изданий и собственно электронные издания [6]. В.В. Ворошилов также отмечает, что "конец двадцатого столетия ознаменован возникновением уникального и чрезвычайно перспективного средства массовой информации - глобальной компьютерной сети "Интернет"" [7]. "Появление нового носителя информации, доступного массам людей, не могло не привести к превращению его в СМИ" [8],- отмечает ученый. Однако существуют мнения, опровергающие данную точку зрения [9]. Ведь в интернете существует множество ресурсов и сервисов, которые сложно однозначно отнести к СМИ. Например, И. Давыдов определяет интернет как еще один носитель информации и приходит к выводу, что как таковых интернет-СМИ в противовес прочим СМИ нет, а "есть общая сфера медиа, внутри которой можно производить различия по типам носителей. И есть с некоторых пор среда, которая позволяет снять противоречия между типами носителей, объединить в рамках одного СМИ все достоинства (впрочем, и недостатки) этих носителей" [10]. С.Г. Корконосенко, при рассмотрении данного вопроса, отмечает двойственное положение интернета и рассматривает его и прочие сети как среду, пространство, открытое для использования всеми желающими, включая журналистские редакции, но не как отдельное СМИ с собственной природой [11]. И. Засурский в работе "Масс-медиа второй республики" определяет интернет как набор коммуникационных каналов, коммуникационную среду. ............ |