Виталий Ашер
КАББАЛА КАК ОСНОВА ДЛЯ СИНТЕЗА НАУК
Сложность исследования
Каббала до последнего времени была уделом историков, отчасти философов, и тех единичных исследователей, которые пытались изучить предмет методом погружения в среду. Сложность изучения, на наш взгляд, вытекает из специфики развития данной науки и языка изложения.
Попробуем рассмотреть подробнее каждый аспект сложности.
Специфика развития
По утверждению философа и физика Ф. Капры, корни западной науки лежат в мистической философии ранних греков, которая, развиваясь, избрала путь рационализма, в итоге значительно отдалила нас от своих мистических истоков и привела к возникновению мировоззрения, находящегося в остром противоречии с мировоззрением народов Востока.
«Отцом современной науки является Галилей, впервые объединивший математику и эксперимент. Рождению современной науки предшествовало имевшее место в XVII в. признание полного разграничения материи и духа благодаря трудам Рене Декарта, в основе мировоззрения которого лежало фундаментальное разделение природы на две независимые области: область сознания и область материи».
Механистическое разделение мироздания на область сознания и область материи было воспринято и Исааком Ньютоном, который построил на его основе свою механику, ставшую фундаментом классической науки.
История современной науки показывает, что вышеупомянутое представление о мире доминировало в физике, химии, биологии, медицине, психологии и во всех прочих дисциплинах. Это мировоззрение было благотворно для развития классической механики и техники, но во многом отрицательно воздействовало на нашу цивилизацию. Его применение повлекло за собой систематическое амалчивание или искаженное толкование данных во многих областях, не согласующихся с доминирующим научным истеблишментом.
«Современное западное общество возникло как единое целое, и одним из столпов, на которых оно стояло, был новый тип знания, познания и мышления – наука. Можно также сказать, что наука была одной из ипостасей этого общества, так как она "пропитывала" все его поры».
Школа каббалы развивалась независимо и плодотворно вдали от научного истеблишмента. В силу специфики метода погружения в реальность, ее не затронула и не могла затронуть эта тенденция.
Специфика языка каббалистических текстов
Основная сложность проникновения ученых в мир восточных учений – это отсутствие научного языка. «Восточные мистики постоянно настаивают на том факте, что высшая реальность не может быть объектом рефлексии или передаваемого знания. Она не может быть адекватно описана словами, поскольку лежит вне области чувств и интеллекта, из которой происходят наши слова и понятия».
Один из самых интересных феноменов каббалы, отличающий ее от других учений и лишний раз доказывающий ее научность, – это то, что она нашла такой язык.
Каббалисты установили, что любой объект нашего мира дает точное название, указывающее на его высший корень, несмотря на то, что сам корень невозможно назвать никакими словами и звуками, поскольку находится выше всякого воображения. Однако благодаря наличию видимых ими ветвей словесное выражение высших корней обрело право на существование. ............