В.Шаповаленко, В.Шолох
Человечество вошло в третье тысячелетие, сопровождаемое многочисленными прогнозами и предсказаниями относительно своего будущего. Каким оно может оказаться реально в ближайшее столетие? Что угрожает человеку? Продолжающееся обострение глобального экологического кризиса при неблагоприятном его развитии уже в XXI веке может закончиться глобальной экологической катастрофой, последствия которой для человечества могут оказаться фатальными.
Почему современный человек должен знать как устроен мир, в котором мы живем, - вопрос совсем не праздный. Достаточна ли присущая от природы человеку тяга к знаниям в качестве мотива, чтобы в обществе возникла устойчивая установка, своевременно настораживающая человечество перед надвигающейся экологической катастрофой? В этом есть глубокое сомнение. Очевидно, необходимо еще и понимание Мира, существа главных природных процессов и деятельности самого человека, таящих в себе угрозу существования человечества. Необходимо еще и достаточное количество «понимающих Мир» «продвинутых» людей на Земле, единодушие которых способно при возникновении непосредственной угрозы преодолеть пассивность остального населения, его инерцию и нежелание противодействовать угрозе. Очевидно также, что таких людей должно быть как можно больше, что их надо целенаправленно воспитывать.
Еще в 1959 году Карл Поппер писал: «Существует, по крайней мере, одна философская проблема, в которой заинтересовано все мыслящее человечество. Это проблема космологии, проблема понимания мира, включая и нас самих, и нашего знания как части мира». В конце ушедшего века наш известный физик и математик, академик Н.Н.Моисеев, занимавшийся и проблемами экологии, высказался конкретнее: «Формирование мировоззрения, выработка миропонимания, помогающего людям выживать в критических условиях, и утверждение их в сознании людей представляется в современных условиях важнейшей задачей цивилизации XXI века». Отношения человека со средой его обитания, с природой исторически складывались сложно и трудно. Первобытный человек воспринимал окружающий его мир агрессивным, опасным, в котором защита и выживание были основной задачей. Эволюция, благодаря способности человека к ТРУДУ и созиданию, развивающийся интеллект постепенно вывели его в лидеры животного мира, не испытывающего особой конкуренции в борьбе за существование. Действительность поставила человека как бы вне природы и над нею, что сослужило ему в конце концов плохую службу. Достаточно укоренившееся в сознании людей представление о природе как о вечной, бесконечной, инертной и неисчерпаемой, отчасти поддерживаемое также некоторыми учеными, оказалось неправильным.
В результате неконтролируемого роста населения на Земле и постепенного возрастания давления человека на природу уже в середине XX века становится ясным, что жизненные ресурсы человека и высших животных на Земле ограничены - они начали существенно сокращаться. Загрязнение среды продуктами деятельности человека существенно ухудшает качество жизни и угрожает здоровью человека. Восстановительные возможности природы ограничены, а естественные природные процессы регенерации и восстановления среды не успевают за прогрессом общества. Всё это вместе взятое приводит к вымиранию отдельных видов животного мира и в ближайшем будущем угрожает человечеству деградацией, а возможно и концом существования человека на Земле. ............