Часть полного текста документа:Как мода пришла в Россию До петровских реформ и женщины и мужчины носили одежду практически одного покроя. Первые попытки уйти от традиционного, веками не менявшегося костюма появились у нас в конце XVII века. Тогда же царь Алексей Михайлович вынужден был издать указ, запрещающий перенимать чужие обычаи, носить платье "с иноземского образца". Но все было тщетно: стоило России выйти на более тесные деловые контакты со странами Западной Европы, как старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной. Петр I заставил страну жить в другом темпе; ее новому ритму, изменившемуся образу жизни мало соответствовали длинные, сдерживающие движение одежды. Так же, впрочем, как и бороды едва не до пояса. И Петр I открыл дорогу моде, в частности, немецкой. В указе, который был издан им в 1701 году, с точностью перечислялись все виды одежды, которые отныне только и могли носить русские люди и мужчины, и женщины, от нарядных костюмов до исподнего белья, от шапок до башмаков. Россия начала менять гардероб. Казалось бы, ну и что из этого? Оделись иначе- какая разница? Однако это была ломка, и она, с одной стороны, отразила те перемены, которые происходили в обществе, а с другой- во многом способствовала этим переменам, затрагивающим все сферы жизни людей. Любопытные свидетельства этой ломки мы находим в памфлете М. М. Щербатова "О повреждении нравов в России", который был написан в или 1786 или 1787 году, но впервые опубликован лишь А. И. Герценом и Н. П. Огаревым в Вольной русской типографии в 1858 году. Автор памфлета пишет, что в прежние, любимые им допетровские времена только самые парадные царские одежды были богаты и великолепны: "злато, жемчуг и каменья повсюду блистали"; они "столь редко употреблялись и столь крепки были, что их за носильные одежды и почитать не должно; но были они яко какие коронные сосуды", украшения их "быв сделаны из золотых блях, жемчугу и каменей из роду в род переходили". Даже царь и царица "пять или- шесть, а много до десяти платьев когда имел... то уже довольно считалось, да и те нашивали до износу". Бояре и чиновники тоже не знали о перемене мод, "но что деды нашивали, то внучата, непочитаясь староманерными носили и употребляли". Принято считать, что в истории костюма шла драматическая- а временами и комическая- борьба между двумя началами: утилитарной целью, которой служила одежда- скрывать наготу, защищать от холода, и ее эстетической функцией- украшать. Традиционная народная одежда, не подвластная моде, сочетала в себе оба эти начала. Она была красивой- по понятиям не одного поколения людей, удобной- по их представлениям об удобстве. И потому она была стабильной. Так что наблюдение точное. Но вот наступили петровские времена. И повелел царь "бороды брить, отменил старинныя, русския одеяния и вместо длинных платьев заставил мужчин немецкие кавтаны носить, а женщин, вместо телогреи, бострги, юбки, шлафорки и самары, вместо подкалков, фонтанжами и корнетами голову украшать". Это было вызвано, по мнению автора, тем, что люди стали иначе жить и общаться, женщинам, прежде не покидавшим своего дома, было приказано появляться в собраниях, и одеваться требовалось по моде. Сейчас далеко не каждый сможет вразумительно объяснить, как выглядела, к примеру, телогрея, привычная в стародавние времена одежда. ............ |