Часть полного текста документа:Как работал художник XVI-XVII веков. Выставки современной живописи последних лет свидетельствуют об интересе художников, особенно молодых, к технике живописи старых мастеров. Все чаще можно видеть картины, написанные под впечатлением полотен XVI - XVII веков, нередко появляются натюрморты, авторы которых стремятся творчески переосмыслить достижения голландских мастеров этого жанра. Причин тому несколько. Одна из них - осознание богатства тех возможностей, которые дает полное владение ремеслом. Давайте совершим небольшую экскурсию в историю ремесла художников XVI-XVII веков Северной Европы. Такой выбор сделан не случайно: голландские и фламандские художники славились высокими техническими требованиями к своим произведениям. Кроме того, именно Северная Европа считается родиной масляной живописи. О методах и технических приемах старых мастеров написано много трудов. Однако основной недостаток их в том, что они скупо говорят о техническом оснащении художников, об условиях их работы и материалах, которыми они пользовались. Восполнить этот пробел, наглядно проследить эволюцию художественной мастерской на протяжении XVI-XVII веков позволяет тщательное изучение произведений художников, где они изобразили самих себя или коллег за работой. По социальному положению художник Северной Европы XVI-XVII веков был ремесленник. Отсюда условия его деятельности и методы обучения профессии. Как и большинство ремесленников, художники того времени объединялись в цехи или гильдии. Их творческая жизнь целиком подчинялась цеховым уставам и правилам. Количество материала, учеников, условия договора с заказчиком - все определялось цеховыми нормами. Средневековое сознание не выделяло художников из среды других ремесленников. Поэтому их отношение к условиям своего труда было весьма скромным и непритязательным. Судя по изображениям, мастерские северных художников XVI века представляли собой обычные жилые комнаты Ни световых фонарей в потолках, ни больших стеклянных окон, как это принято в последние два века, у них не было. Художник устанавливал мольберт у окна в той же комнате, где жил вместе с семьей, а часто и с учениками. В XVII веке наиболее самостоятельные живописцы начинают работать в отдельных, специально предназначенных для этих целей комнатах, которые одновременно становятся своеобразными салонами. Такая мастерская несет двойную нагрузку. С одной стороны - это место работы художника, где располагаются необходимые инструменты, картины, законченные и ждущие своего завершения, эскизы, этюды. С другой - мастерская начинает играть роль своеобразной рекламы для заказчика. Богатое убранство ателье говорит о процветании художника, о его популярности. Поэтому в мастерской появляются резная мебель, пышные драпировки, дорогая посуда, коллекции оружия. С ростом самосознания художника, утверждением его как творческой личности, он начинает постепенно выделяться из ремесленной среды. В отличие от средневековых предшественников наиболее выдающиеся мастера XVII века стремились подчеркнуть оригинальность своего мышления и таланта, всесторонность развития и образования. Поэтому мастерская наполняется музыкальными инструментами, книгами, научными приборами, глобусами, географическими картами. ............ |