Часть полного текста документа:С.-Петербург Реферат по культурологии на тему: "Как рукодельничать и любое дело делать благословясь..." Искусство российских народных промыслов. Автор: Соколов И.Б. Группа: А-01з 2000 г. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, Аминь! План. 1. "Домострой" - как принцип жизни на Руси, или как любое дело делать благословясь. 2. Влияние христианства на культуру России. 3. Неизменность промыслов с течением времени: вышивка, хохломская, городецкая и жостовская росписи, дымковская игрушка, роспись матрешки, гжель. 4. Современное российское искусство как продолжение традиций народных промыслов. 5. Список литературы. "В В домашнем обиходе и везде всякому человеку, Государю или Государыне, сыну или дочери... всякое дело начать... устроив себя и очистив от всякой скверны и руки умыв чисто, а прежде дела святым поклониться трижды до земли, а по нуже, то до пояса, а кто умеет, то "Достойно есть" проговорить, да, благословясь подлинно и молитву Иисусову сотворив да перекрестясь, молвить: "Господи, благослови, Отче" так начинать всякое дело, таким образом Божья милость поспешествует и ангелы Божьи невидимо помогают, и бесы отбегут...". Такими словами поучает "Домострой" каждого православного христианина приступать к любому делу. Как следует человеку воспринимать этот наказ? Является ли "Домострой" как таковой ограничением свободы личности или же освещает ту тонкую тропинку, продвигаясь по которой человек имеет больше шансов спастись и не упасть в пропасть? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, откуда пришел к нам "Домострой" и на чем он основан. Приписывают его священнику Сильвестру. Переходя из поколения в поколение, книга дополнялась безвестными авторами. В основу известного нам "Домостроя" легли рукописи XVII века, хранящиеся в Российской национальной библиотеке. Так сложилось, что понятие "домострой" в последующие столетия получило нарицательную окраску, хотя он полностью соответствует Христовым заповедям. Если люди хотели сказать о порядках в доме строгого семьянина с осуждением, то заявляли, покачивая головой, мол, домострой утвердил - ни старого, ни малого не жалует. Трудно определить, в какой период истории это произошло, но вероятнее всего, это происходило постепенно, постепенно утрачивались и национальные традиции, по мере увлечения западноевропейским искусством и стилем жизни, но особенно это проявилось с началом XX века. Именно на этот период приходится переворот российских традиций. Борьба за "свободу, равенство и братство" смела русские устои. Не стало русских традиций, а выявилось, что все это было необходимо " для лучшей жизни мирового пролетариата", дабы все были смиренней и послушней. К "Домострою" стали относиться как к книге, которая, призвана, якобы, унизить и оскорбить женщину. Это мнение, как ни парадоксально, некоторыми разделяется и поныне, для тех, кто не знает Закон Божий и какое место определено там женщине. Но если перейти на светский язык и отнять у человека жизненную цель, его идеал, то чем же заполнить оставшийся вакуум? Чем подменили "Домострой" пришедшие к власти большевики? Что дали они взамен? И на чем основана их ненависть к этому универсальному рецепту жизни, по которому жила вся Россия? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно четко представлять себе, на чем зиждется "Домострой" в частности и уклад жизни русского человека вообще. ............ |