Оглавление
Введение...................................................................................................................3
1. Обзор литературы................................................................................................6
2. Методы исследования.........................................................................................9
2.1. Литературный...................................................................................................9
2.2. Сравнительный.................................................................................................9
2.3. Наглядный.......................................................................................................15
3. Факторы, способствующие промыслу камнерезного искусства..................17
4. Камнерезное искусство Поволжья...................................................................24
4.1. Краткая история..............................................................................................24
4.2. Основные центры переработки камней в Поволжье...................................31
4.2.1. Ульяновск.....................................................................................................31
4.2.2. Самара...........................................................................................................33
4.2.3. Казань...........................................................................................................46
5. Использование материала в школе..................................................................58
Заключение.............................................................................................................71
Список литературы................................................................................................75
Введение
Искусство второй половины 19 — начала 20 века представляетсобой чрезвычайно насыщенное, многообразное явление. Это время отмечено большим количеством международных контактов художественной элиты, в результате которых происходит определенная космополитизация искусства, стирание национальных черт.
Произведения искусства, выполненные во второй половине 19 -начале 20 века уже длительное время привлекают внимание европейских искусствоведов. Большое внимание при этом уделяется не только живописи, скульптуре, архитектуре, но и декоративно-прикладному искусству. Выявляются основные закономерности развития стилевых направлений этого времени, проводятся монографические исследования творчества представителей разных видов искусства, разрабатывается терминологическая система. Необходимо подчеркнуть, что представителями европейского искусствознания ювелирное и камнерезное искусство рассматривается как один из стилеобразующих видов искусства, поэтому результатам его изучения посвящено множество публикаций (о стилеобразующем значении ювелирного искусства говорится, например, в работах Вивьен Беккер и Джуди Рудоэ),
В отечественном искусствознании долгое время все внимание исследователей было приковано к творчеству живописцев и, в меньшей степени, скульпторов. Позднее появляется ряд специалистов, сосредоточившихся на изучении архитектуры указанного периода. Однако прикладное искусство по-прежнему рассматривалось исключительно как второстепенное явление, значение его как источника для анализа художественного процесса стало признаваться только с середины семидесятых годов двадцатого века. Еще меньшее внимание уделялось исследованиям российского ювелирного и камнерезного искусства второй половины 19 — начала 20 века. В связи с этим к настоящему времени изучение этого вида декоративно-прикладного искусства находится в России на стадии накопления материала по творчеству отдельных мастеров и фирм, при почти полном отсутствии работ, призванных систематизировать информацию о его стилистической эволюции. ............