РЕФЕРАТ
КАРТИНЫ МИРА.
ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОРИЯ БЫТИЯ.
1. Понятие «картина мира». Специфика философской картины мира.
«Картиной мира» (КМ) называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и интегрирующая знания и опыт, накопленный человечеством.
Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). КМ плод коллективных усилий профессионального сообщества.
Различают религиозную (РКМ), научную (НКМ) и философскую (ФКМ) картины мира. Их принципиальные различия определяются двумя позициями:
1) основной проблемой, решаемой каждой из указанных картин мира;
2) основными идеями, которые предлагают КМ для решения своей проблемы.
Виды КМ
Проблемы КМ
Идеи КМ
РКМ
Соотношение Бога и человека Божественное творение мира и человека
ФКМ
Соотношение мира и человека
Различные идеи:
- материализм
- идеализм
- дуализм, плюрализм
- диалектика, синергетика
- метафизика, эклектика, редукционизм, радикализм, механицизм и др.
НКМ
Синтез и обобщение разнородных, порой противоречивых частей знания в единое, логически непротиворечивое целое
Мир, как совокупность
естественных процессов, развивается по своим, объективным и специфическим для каждого из этих процессов законам.
Религиозная картина мира появляется вместе с рождением теологических систем христианства, иудаизма и ислама. Если философская картина мира не предлагает персонифицированного автора, то у религиозной «картины» предполагается творец в буквальном смысле. Мир сотворен по замыслу неземного существа. Бог в религиозной картине мира всегда понимается как личность (разум + воля). Он трансцендентен. Философское понимание Бога как чистый интеллект, тождественный миру здесь неуместно.
Бог сотворил мир, дал ему законы. Бог же может их отменить на миг или навсегда. Прерывая естественный ход вещей Бог творит чудо. Будучи сверхъестественным существом, Он способен вызывать сверхъестественные явления. Иногда это делается для того, чтобы выразить свою волю - дать знамение человеку. Если в мифе отсутствует понятие сверхъестественного, то в религиозном отношении к миру оно чрезвычайно важно.
В РКМ обобщен и синтезирован религиозный опыт человечества, в основе которого лежит представление о дуалистичности бытия:
- абсолютное, сверхъестественное, «само по себе» бытие, тождественное бытию Бога-Творца;
- сотворенное бытие, существование многообразия вещей и процессов, в том числе и человека.
Творец создает мир «из ничего», до акта творения ничего кроме Бога не было (креационизм). Абсолютное бытие не может быть познано человеком рациональным способом, ибо творению не может быть доступен замысел Творца. В различных религиозных конфессиях РКМ различаются в деталях, но общим для них является принцип провиденциализма, божественной предопределенности сотворенного бытия и его несовершенства.
Научная картина мира возникает как альтернатива религиозной. ............