Часть полного текста документа:      Категории, понятия и законы социологической науки          План     I. Система основных категорий (понятий ) в социологии     II. Cоциальные законы: сущность, классификация          I. Система основных категорий (понятий) в социологии.     Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество.     Например: "Группа студентов" - социальное явление.     Его качества:     1) это люди, которые учатся;     2) имеют среднее или среднеспециальное образование;     3) определенный возраст (до 35 лет);     4) определенный уровень интеллекта;     и т.д.     Эти качества социального явления бесконечно многообразны и находятся в постоянном движении.      Пример: - "группа студентов дневного отделения"     - одни качественные характеристики;     - "группа студентов вечернего отделения";     - "группа студентов технического вуза";     - "группа студентов гуманитарного вуза;     и т.д.     Конкретные состояния социального явления     - другие качественные характеристики.     Все характеристики подвижны и предстают самыми различными оттенками "целого", т.е. самого социального явления в целом.     Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.     Для описания конкретного состояния того или иного социального явления необходима вся система знаний:     1) как относительно социального вообще;     2) так и относительно специальной области данного социального явления вплоть до его конкретного состояния;     Содержание объекта и предмета всякой науки получает развернутое отражение в системе категорий, понятий и законов данной науки. Они образуют теоретический остов всего объема знаний науки и одновременно являются необходимым инструментом для познания, анализа и оценки конкретного объекта исследования.      Из сказанного сделаем вывод:     В познании любого социального явления в социологии необходимо учитывать два взаимосвязанных момента (противоречия).     1) Признание индивидуальности, конкретности изучаемого социального явления ( в нашем примере группы студентов).     2) Выделение существенных характеристик социального явления, связанных с проявлением статистических закономерностей распределения признаков, общих для данного класса социальных явлений, которые проявляют себя в определенных условиях и дают основание делать выводы о закономерном характере развития, функционирования и структуре как данного социального явления, так и всего класса родственных явлений.     Здесь применима теория вероятности и закон больших чисел:     Чем выше вероятность проявления какого-то признака, тем достовернее и обоснованнее наше суждение о каком-то конкретном социальном явлении и его качественных и количественных характеристиках.     Поэтому и система категорий и законов социологии будет тем конструктивнее и эффективнее, если она учитывает эти два момента социального познания.     Итак.  ............   |