Часть полного текста документа: Введение. Игра - одно из ключевых понятий культурологии, обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность определенных форм человеческой деятельности. Игра имманентно присуща человеку, она использовалась в качестве метафоры человеческого существования, актуализировалась во все эпохи, начиная с античности вплоть до XX века. Еще Платон говорил: "каждый мужчина и каждая женщина пусть проводят свою жизнь, играя в прекраснейшие игры", а ведущий исследователь игры в 20 в. - Й. Хейзинга написал: "Игру нельзя отрицать. Можно отрицать почти все абстрактные понятия: право, красоту, истину, добро, дух, Бога. Можно отрицать серьезность. Игру - нельзя". Современный интерес к проблеме игры обусловлен характерными для гуманитарной мысли 20 века стремлением выявить глубинные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку способом переживания реальности. Объектом исследования в данной курсовой работе являются философские тексты представителей классической немецкой философии и эстетики. Авторы "Истории эстетической мысли"1 выделяют персоналии философов: И. Кант; И. Фихте; И.- В. Гете, Ф. Шиллер, В. Гумбольдт, Ф. Шлегель, Ф. В. Шеллинг и Г.-В.-Ф. Гегель. Наиболее яркими среди них исследователи2 считают И. Канта, И. Фихте, и Г.-В.-Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга, а также выделяют ведущего мыслителя в области эстетики - Ф. Шлегеля. Предметом исследования является категория игры в конкретных работы определенных авторов - наиболее репрезентативных для данного периода развития философии. И. Кант "Критика способности суждения", Г. Гегель "Эстетика" и "Наука логики", Ф. Шлегель "Георг Форстер", "История европейской литературы", "История древней и новой литературы", Ф.В. Шеллинг "Философия искусства". Именно эти тексты являются у данных философов характерными, содержащими основные концепции и идеи. Степень изученности: игра присутствует во многих сферах человеческой деятельности, поэтому феномен игры рассматривается различными исследователями в областях биологии, психологии, этологии, антропологии и др. Проведем краткий обзор концепций игры в биологии и психологии. Основы биологизированных концепций игры наиболее систематизировано изложены у английского философа, основоположника позитивизма, Г. Спенсера в работе "Основания психологии". Г. Спенсер исходит из того, что игра есть биологическая функция организма животного и человека, хотя и не является условием поддержания его жизни. "Игра есть точно такое же искусственное упражнение сил, которые, вследствие недостатка для них естественного упражнения, становятся столь готовыми для их разрешения, что ищут себе исхода в вымышленных деятельностях на место недостающих настоящих деятельностей"3. Немецкий психолог К. Гроос придает игре иной характер. Он разделяет игры животных и игры людей и рассматривает игру как свойство лишь высокоразвитых животных. По Гроосу, "игра является формой самообучения на присущем каждому виду уровне"4. Основатель психоанализа З. Фрейд в работе "Я и Оно" пишет, что ""инстинкт жизни" и "инстинкт смерти" являются биологической основой игры. Удовольствие же является неотъемлемым свойством игры"5. ............ |