Часть полного текста документа:Кич и паракич: Рождение искусства из прозы жизни А. М. Яковлева Предлагаемые заметки посвящены советскому кичу 50-70-х годов как источнику художественной рефлексии в изобразительном искусстве 70-80-х. В соответствии с авторской концепцией кича 1 кич понимается как особый тип культуры (субкультуры), существующий наряду с профессиональным и народным искусством по своим собственным законам организации и функционирования. Кич - это особый способ структурирования мира в соответствии с потребностями обыденного .сознания, это форма укоренения поселкового сознания, по существу своему бездомного. Большое количество россиян - носители поселкового сознания, вышедшего из фольклорной среды и не вошедшего в городскую элитную, независимо от их места жительства. Представляется очевидным, что в российской культуре XX века происходило чередование двух типов мироощущения: ориентированного на вещную бедность, аскетизм, "естественность" - и ориентированного на материальное изобилие, богатство, "искусственность"2. Так, в 1920-е и 1960-е годы в моде аскетичность, простота, минимализм, в 1950-е и 1970-е - изобилие, заставленность, многослойность. Пароксизмы отвращения к "искусственному" вкусу настигали критиков в периоды расцвета элитного вкуса к "естественному", и тогда все и всяческие излишества воспринимались как кич, будь то вышитые подушки дивана, фикусы в кадке, хрусталь на серванте или сталинский ампир в искусстве, - словом, то, что называлось "мещанским уютом", "бытом". О, сколько раз проклят был "быт" русской интеллигенцией!.. "Быт" - слово-знак, слово-жупел. Безбытность, странничество - кредо жизни и особые духовные понятия, духовные состояния. Это не обязательно пребывание в странствии в прямом смысле слова, не путешествование-туризм. Это - беспокойная ------------------------------- 1 См.: Яковлева А. М. Кич и художественная культура. М.: Знание. № 11, 1990 2 Указ. соч. С. 46 и далее. устремленность души, озабоченной поиском небесных сокровищ, стяжанием Духа Святаго. Согласно преп. Иоанну Лествичнику, странничество есть утаиваемая жизнь, не прилепляющаяся ни к чему земному и преходящему, необнаруживаемый извне помысел, узкий путь аскета. Место Св. Духа у атеистической интеллигенции заступают Родина, Народ еtс.; интеллигенция идет своеобразным путем светского аскетизма. Кажется, Г. П. Федотов в своей "Трагедии русской интеллигенции" отмечал беспочвенную идейность как главную черту русской интеллигенции, а С. Н. Булгаков показал генетическое сродство и одновременно противоположность христианского подвижничества и интеллигентского героизма 1. Он же, со ссылками на других авторов и прежде всего на Герцена, отмечал коренное неприятие русской интеллигенцией "буржуазного западноевропейского мещанства" с его опытом благополучного устроения земных практических дел. Так называемая "теория малых дел" всегда была презираема в этих кругах. "Обустраивай свой садик, и если так будет поступать каждый, наступит всеобщее счастье", - что может быть дальше от идеалов интеллигенции, чем такогo рода сентенции!... Небрежение бытом, обустройством частного существования - одно из коренных свойств нашей интеллигенции, ее знамя и кредо. Да и можно ли обустроить свой садик над пропастью?.. И достойно ли такое занятие? И любовная лодка вечно о быт разбивалась в России (Маяковский), и думать об ужине, пока не решен вопрос о существовании Бога, было абсолютно неприлично (воспоминания о Белинском), - хотя об этом чуть ниже. В конце 1950-х годов, с хрущевской "оттепелью", вступает в свои права мода на простоту и безыскусность. ............ |