Часть полного текста документа:Китай - монастыри и не только Б. Виногродский Что в первую очередь поражает в Китае - это связность времен, отдельность пространств и различие локальных, местных культур при единстве общих взглядов на мир. В основе видения китайцев на мир лежит представление о процессе вечных изменений, о времени и о необходимости человеку вписываться в течение природных циклов системой своих циклических перемен. Что самое главное в Китайском монастыре - это его устройство по образу и подобию естественных процессов. Ведь не зря в даосизме говорят, что самое главное - это природная естественность. И следование своему естеству, которое по самой своей сути, совпадает с естеством Вселенной - это основное дело уважающего себя даоса. Принцип этот, приложенный к нам, навел нас на мысли о том, что все мы даосы, потому как и нам больше всего хотелось быть естественными. Среди множества волшебных тропинок и лестниц, бегущих по склонам Цинчэншаньских гор, дышалось вольно, а пообедать можно было в любом из десятка небольших монастырей, разбросанных на расстоянии в несколько километров друг от друга. Вокруг каждого из таких монастырей вот уже в течение тысяч лет растут чайные сады. Во втором веке нашей эры пришел в эти места сам Чжан Лин, от которого и начался религиозный даосизм, основная традиционная китайская конфессия. С тех пор, переживая периоды относительного расцвета и упадка, система монастырей просуществовала около двух тысяч лет, о чем очень убедительно свидетельствует огромный гинко двулополистный, что растет во дворе монастыря Тяньшидун. К дереву ходят паломники. Раньше был непосредственный доступ, можно было прикоснуться, потереться спиной, привязать красную ленточку, помолиться, попросить потомства, удачи. И просьба, искренне высказанная, не могла не сбыться. Теперь, когда количество людей, посещающих монастыри, растет с каждым днем, сделали очень красивую оградку из живописных веток, соединенных между собой естественным образом. А когда оказываешься с другой стороны дерева, то тебя не видно. Хотя, даже если китайцы и замечают присутствие человека, не желающего идти на контакт, то ведут себя очень деликатно, не навязывая свое общение. Китайцы любят и умеют договариваться - тысячелетняя культура общения. Все прописано правилами, в том числе и порядок обращения с правилами. Потому и заказ еды в ресторане - это священнодействие. Так же, как и правильное поведение за столом, размещение в соответствии с ритуалом, то есть так, чтобы главный гость оказался на самом почетном месте. Для этого нужно распределить статусы - тоже часть ритуальной культуры поведения, присущей китайцам если не от рождения, то проявляющейся на самых ранних стадиях детства. Часто говорят о коммунистической идеологии, которая царит в Китае, многие представляют лозунги, развешенные тут и там. Вот чего нет, того нет. Идеологии нигде не видно, хотя очевидно, что коммунисты управляют Китаем. Но никто не суетится. Ведь не обязательно, будь ты названным кем угодно, должно делать свое дело суетливо и бестолково. Во всем видна стратегия. Это значит, что смотрят в будущее и пытаются увидеть естественные тенденции развития, чтобы гармонично соединить их с сиюминутными нуждами. Очень интересное впечатление от города Урумчи. ............ |