Часть полного текста документа:Китеж-град Елена Дрожжина Легенда о сокрытом на дне озера граде Китеже известна многим. Историки видят в нем лишь один из эпизодов, повествующих о борьбе русского народа с ханом Батыем, люди верующие - рассказ о чудесном спасении праведных жителей города от нападения врагов, исследователи мифов говорят о том, что Китеж - это символ, отражающий целый этап жизни человечества (некоторые проводят аналогии с материком Атлантидой, тоже, по легенде, ушедшей под воду). Почему для многих людей так важен образ легендарного исчезнувшего города? Наверное, здесь присутствует не только научный интерес, но какое-то исконное стремление человека к тайне и к "земле обетованной". Тема Китежа породила множество легенд и версий. Но есть и источник, датируемый XVIII веком, в котором впервые упоминается о загадочном городе. "Летописец об убиении благоверного князя Георгия Всеволодовича" относит событие к 5 сентября 6646 года (1138 по нашей датировке)*. Летопись повествует о том, как князь Георгий Всеволодович, правнук великого Владимира, княжившего в Киеве, странствовал по земле Русской и возводил города и церкви. Построив в Новгороде церковь во имя пресвятой Богородицы, церкви Успения в Москве и Ростове, поехал в Ярославль и, севши на корабль, поплыл по Волге. "И пристал к берегу в Малом Китеже, что стоит на берегу Волги, и выстроил его... Сам же (князь великий) поехал оттуда сухим путем и переехал реку Узолу, и вторую реку именем Санду, и третью Саногту, и четвертую Керженец. И приехал к озеру Светлояру, и увидел, что место то исключительно красиво, и повелел на берегу озера построить град Большой Китеж, а на другом берегу озера была роща дубовая. И начали рвы копать и церковь класть в честь Воздвижения честного и животворящего креста Господня, вторую церковь класть во имя Успения пресвятой Богородицы, а третью в честь Благовещенья пресвятой Богородицы и приделы строить иным праздникам, а также образа написать. И город тот Большой Китеж в длину был 200 саженей, а в ширину на 100 (150) саженей, а город тот начали строить каменный в лето 6673 (1165) месяца мая в 1 день на память святого пророка Иеремии и строили тот город 3 лета (30 сентября 6676/1168). А во время строения тех городов Малого и Большого Китежа повелено было смерить, сколько поприщ расстояния они между собою имеют, и намерили 100 поприщ". По окончании строительства поехал князь в город Псков, где и прожил, как свидетельствует летопись, 70 и 5 лет, когда в лето 6747 года (1239 по нашему стилю) на Русь пришел Батый. "Благоверный же князь Георгий Всеволодович, услышав это, горько плакал. И, помолившись Господу и пресвятой Богородице, (он) собрал своих воинов и пошел против нечестивого царя Батыя. И когда сразились оба войска, была сеча великая кровопролитие. Тогда у князя благоверного Георгия было мало воинов, и побежал (он) от нечестивого царя Батыя вниз по Волге в Малый свой Китеж и много боролся с нечестивым Батыем, не пуская его в свой город. Когда наступила ночь, тогда благоверный князь Георгий вышел тайно из града в Большой свой град Китеж. Наутро же нечестивый Батый пошел на приступ, и город взял, и всех людей перерубил, но не нашел благоверного князя Георгия во граде. И начал пытать человека Гришку Кутерьму, тот же, не вытерпев мук, указал ему путь. ............ |