Часть полного текста документа:Клонируем бизнес. Франчайзинг - дело выгодное, но рискованное Татьяна Крупина, газета "Бизнес" Предприятие растет, развивается, и постепенно превращается в брэнд. Возникает желание расширить бизнес, начать региональную экспансию, увеличить обороты. Часто для реализации стратегии расширения не хватает не только денег, но и сил и желания. Но ведь можно получить немалые дополнительные доходы, причем как непосредственные, так и отложенные - от роста узнаваемости марки, например - при продаже франшизы. Только представьте себе соблазнительную картину: покупатели франшизы ежемесячно платят вам деньги исключительно за то, что вы когда-то сделали что-то разумное; в разных регионах страны и мира под вашим брэндом - фактически на вас - работают разные предприятия, марка становится всемирной... Но не все так безоблачно: владельца франшизы (франчайзера) ждет не только дождь различных радостей, но и нелегкая постоянная работа по контролю за приобретателями франшизы (франчайзи). А иногда переход к франчайзинговому механизму развития грозит собственному бизнесу смертельной опасностью. Что продает франчайзер Итак, франчайзер дорос до продажи франшизы. Что включает этот товар? Во-первых, имя - а оно, как известно, может дать половину успеха. Во-вторых, концепцию и технологию ведения бизнеса, выверенную до мелочей. В-третьих, франчайзер продает дух, миссию, философию бизнеса, которая является неотъемлемой составной частью брэнда, и на которой этот бизнес, собственно, и вырос до той стадии, когда сам стал товаром. В-четвертых, франчайзер продает право на получение различных экономических выгод: скидок у поставщиков, низких (за счет того, что они распределяются на всю франшизную сеть) затрат на рекламу и т. п. В-пятых, франчайзер продает "костыль" - свою поддержку в самых разных областях, от маркетинга до аудита, и даже, в определенных случаях, солидарную ответственность по претензиям. В шестых - репутацию, в-седьмых - чистую территорию, так как при заключении договора о продаже франшизы продавец обязуется не продавать других франшиз в том же районе. Много? А никто и не говорит, что Франчайзинг - это легко. Что покупает франчайзи Франчайзи покупает право не думать. Это в некотором роде преувеличение, но в целом это так. Покупателю франшизы не нужно анализировать рынок, его долгосрочные тенденции, выявлять тонкие нюансы покупательских предпочтений, обдумывать "рецепты" бизнеса и реакцию покупателей на продукт, рассматривать различные налоговые аспекты бизнеса, прорабатывать методику обучения персонала и т. п. Франчайзи приобретает также право на льготы. Некоторые франчайзеры даже обеспечивают покупателей бесплатным индивидуальным дизайн-проектом будущих кафе или магазинов. Еще франчайзи покупает время, потраченное некогда франчайзером на разработку всех деталей бизнеса, на налаживание цепочки поставщиков и разработку логистических схем, на опробование фирменного стиля и философии брэнда. Франчайзи выигрывает несколько лет, потраченных держателем франшизы на формирование того, что теперь само по себе стало продуктом. А также время на получение необходимого образования - ведь часто у людей есть деньги, но нет двух-трех лет для того, чтобы освоить азы бизнеса. ............ |