Часть полного текста документа:Когда рука не владыка Начало школьной жизни для некоторых детей превращается в настоящую "борьбу" с родной речью. Хорошо справляясь с предметами математического цикла, ученик оказывается не в ладах с русским языком. Стойкое нарушение чтения психоневрологи называют дислексией, письма - дисграфией. Иногда у одного и того же ребенка наблюдаются оба вида расстройства, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит. Наша справка РАНЕЕ считалось, что основной причиной при дисграфии является социальная и педагогическая запущенность. Теперь специалисты склонны видеть причину в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у таких детей обнаруживаются клинические симптомы и элекроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Не надо бояться диагноза "ММД", на то они и "минимальные" нарушения, что, в общем, не мешают нормальному развитию ребенка. Но если вашему ребенку поставили такой диагноз, обратитесь дополнительно к психиатру. Справиться с этой проблемой не всегда в силах психолога или логопеда, иног-да требуется лекарственная терапия, она поможет активизировать работу коры головного мозга. Проблемы нарушения письма и речи у школьников ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек, при этом ею страдают около 5-6% школьников. Согласно наблюдениям ученых, существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как он наблюдается сразу у нескольких членов отдельных семей. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: Б-П, Д-Т, Г-К, Ж-Ш. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение - все эти виды работ им не даются. ПРИ ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах такие ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, причем в написании этих слов они допускают грубые ошибки. В результате у них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. (Примечательно, что взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить текст для поздравительной открытки или короткое письмо. Даже работу они стараются найти такую, где не надо ничего писать.) У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: "З" и "Э", "Р" и "Ь" (мягкий знак). Могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве "Ш" или крючок в букве "Щ". ............ |