Часть полного текста документа:Когнитивно-прагматические характеристики дискурса в предметной области "горные экосистемы" Семенова София Новиковна Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Краснодар 2007 Работа выполнена на кафедре английской филологии Кубанского государственного университета Общая характеристика работы Данное диссертационное исследование посвящено проблемам когнитивно-прагматического изучения дискурсивной деятельности в предметной области "Горные экосистемы". Работа представлена на материале английского и русского языков. Человеку, который выступает в качестве субъекта дискурсивной деятельности, отводится центральное место. Индивидуальная когнитивная система является когнитивным представлением субъект-объектных отношений в окружающем мире, при помощи которого реализуется семиотическая деятельность, при которой объект замещается его ментальным знаком. В работе мы опираемся на положение о том, что процессы понимания и порождения необходимо рассматривать как процедуру поиска возможных отношений между компонентами семиозиса на основе принципа метонимического выдвижения - часть :: целое. Актуальность исследования определяется важностью избранной темы и ее значимостью для когнитивного направления в лингвистических изысканиях. Объектом исследования выступает предметная область "Горные экосистемы" в ее вербальном представлении на английском и русском языках. Предмет диссертационного исследования - когнитивное моделирование дискурса в предметной области "Горные экосистемы" (субстанциальная и процессуальная характеристики). Практическим материалом работы послужил массив текстов о горных экосистемах, в состав которых входит 2 243 микротекста британского, американского и австралийского вариантов английского языка, принадлежащих различным речевым жанрам (монография, научно-популярная статья, научная статья, научная проспект-реклама), общим объемом 3 000 страниц. Цель исследования - построение когнитивной модели предметной области "Горные экосистемы" и анализ реализаций массива текстов в этой области на основе ментально-лингвистического (когниотипического) моделирования знаний. Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи: определить характер исследуемого дискурса как гиперобразования, состоящего из когнитивных компонентов разных предметных областей; построить когнитивную модель предметной области "Горные экосистемы", включающую два плана: структуру знаний и тезаурус; выделить речевые жанры в массиве текстов, освещающих экологические проблемы горных экосистем; построить когниотип научной статьи по проблемам горных экосистем как комплекс жанрово-ориентированных ментально-лингвистических знаний; описать прагматику текстовых реализаций жанра научной статьи. Методологической базой работы послужили исследования отечественных и зарубежных ученых, работающих в области лингвистики и психолингвистики. Рассматриваемые проблемы получили наибольшее отражение в трудах таких ученых, как Н.Д. Апресян, Н.Д. Арутюнова, А.Г. Баранов, М.М. Бахтин, Э. ............ |