Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
Информация, составляющая коммерческую тайну, - научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе, составляющая секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (согласно статье 3 Федерального закона "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 года).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 6 статьи 81 ТК РФ разглашение охраняемой законом коммерческой тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, является однократным грубым нарушением работником трудовых обязанностей и может повлечь в качестве меры дисциплинарного взыскания расторжение трудового договора по инициативе работодателя.
Кроме того, согласно пункту 7 статьи 243 ТК РФ при разглашении сведений, составляющих охраняемую законом тайну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотренных федеральными законами, на работника возлагается материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба.
В последующие два года после вступления в силу Трудового кодекса РФ организации, как правило, решали вопросы охраны коммерческой тайны, доверенной работникам, в рамках индивидуально-договорного регулирования. Между тем, практика показала, что трудовые договоры, содержащие условия о неразглашении коммерческой тайны, и соответствующие приложения к ним не могут существовать без принятия руководителем организации специального нормативного акта, посвященного регламентации этого вопроса.
В ныне действующем законодательстве принятие такого локального акта прямо не предусмотрено, однако это со всей очевидностью вытекает из содержания статьи 10 Федерального закона "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ.
Фрагмент документа
Часть 1 статьи 10 Федерального закона "О коммерческой тайне" от 29 июля 2004 года N 98-ФЗ
Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя:
1. определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
2. ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
3. учет лиц, получивших допуск к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
4. регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
5. нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место его жительства).
Как видим, статья 10 Федерального закона "О коммерческой тайне" определяет обязанности работодателя как обладателя коммерческой тайны в самом общем виде.
Перечень же информации, составляющей коммерческую тайну, в каждой организации по определению должен обладать особой спецификой с учетом характера деятельности организации (производство товаров, оказание услуг и т.п.).
Пример 1
Организация, занимающаяся производственной деятельностью, непременно отнесет к сведениям, составляющим ее коммерческую тайну, технологическую и конструкторскую документацию.
Фирма, оказывающая услуги, не располагает такой документацией и, стало быть, не станет включать в перечень информации, содержащей коммерческую тайну, этот пункт.
Вместе с тем любая организация заинтересована сохранять в секрете состав поставщиков и потребителей продукции, товаров и услуг, свою рыночную стратегию и т.п.
Что касается установления порядка обращения с информацией, составляющей коммерческую тайну, и контроля за соблюдением такого порядка, то в пункте 4 статьи 10 Федерального закона "О коммерческой тайне" прямо указывается: "Наряду с мерами, указанными в части 1 настоящей статьи, обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации, другие, не противоречащие законодательству Российской Федерации, меры". ............