Коммерческая тайна и ноу-хау
Можно ли говорить об исключительных правах на информацию, составляющую коммерческую тайну (ноу-хау), т.е. интеллектуальной собственности на нее? Автор обосновывает отрицательный ответ на этот вопрос и показывает, что на данную информацию устанавливается лишь фактическая монополия. В статье освещаются основные положения Федерального закона "О коммерческой тайне", характеризуются существенные условия и содержание договора о передаче ноу-хау, разграничиваются категории информации, составляющей коммерческую тайну, и мер обеспечения конфиденциальности данной информации.
Одна из функций гражданского права состоит в установлении режима использования объектов необщедоступной (конфиденциальной) информации, т.е. информации, составляющей коммерческую тайну (ноу-хау). Согласно п. 1 ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Лица, незаконными методами получившие подобную информацию, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору (контракту), и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон о коммерческой тайне) коммерческая тайна - это "конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду".
В статье 139 ГК РФ, определяющей правовой режим конфиденциальной информации в виде коммерческой тайны, не употребляется (в отличие от аналогичной по содержанию ст. 151 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.) термин "ноу-хау" и прямо не говорится о праве самого обладателя на использование необщедоступных сведений. Это решение законодателя не совсем понятно, так как, во-первых, во всем мире подобные сведения обычно именуются ноу-хау (от английского "know-how" - "знать как", т.е. "знать как что-то сделать"). Во-вторых, исключительное право у обладателя ноу-хау действительно не возникает, но возможность фактического использования им самим такой информации презюмируется, и сейчас она прямо закреплена в ст. 7 Закона о коммерческой тайне. В-третьих, термин "ноу-хау" используется в других федеральных законах, например в п. 2 ст. 3 Закона о коммерческой тайне и в п. 4 ст. 7 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" в редакции от 20 января 2002 г. Правда, в последнем законе ноу-хау необоснованно включено в состав интеллектуальной собственности. Что касается Закона о коммерческой тайне, то в нем также без достаточных причин термином "ноу-хау" обозначена только "информация, составляющая секреты производства", тогда как к этой категории можно отнести и любую другую, в том числе научно-техническую, технологическую, производственную и финансово-экономическую информацию, если она находится в режиме коммерческой тайны и отвечает всем признакам подобной информации, закрепленным в ст. ............