Герман Сергеевич Hикифopoв, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии здоровья Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбНИПСР). 
  Известно, что от 50 до 90% рабочего времени менеджера приходится на коммуникацию. Коммуникация людей преимущественно представляет собой их взаимодействие друг с другом со следующими целями:
  получения или сообщения информации, необходимой для качественного выполнения функциональных и должностных обязанностей; 
  собственно воздействия, то есть управления поведением людей, их состоянием и отношением к целям, задачам и прочим особенностям жизнедеятельности организации; 
  удовлетворения собственной потребности человека в общении. 
  Базовый коммуникативный минимум представляет собой перечень требований к практическим и теоретическим знаниям, навыкам и умениям менеджера. Данный коммуникативный минимум может быть определен как стандарт и является основой для оценки (аттестации) коммуникативной компетентности менеджера.
  А. Теоретические знания (проверяются на основе опроса в письменной или устной форме):
  Физиологические основы и этапы передачи коммуникативного сообщения. 
  Психофизиологические и психологические особенности восприятия людьми друг друга. 
  Особенности вербального и невербального поведения людей в процессе коммуникации. 
  Типы взаимодействия людей в процессе коммуникации. 
  Особенности влияния субъективных интересов, состояния психологических особенностей человека, его опыта, ожиданий на процесс коммуникации. 
  Роль и значение эмоций в коммуникации. 
  Структура и функции коммуникативного акта. 
  Структура, фазы и задачи ведения диалога. 
  Структура межличностной коммуникации в организации. 
  Б. Теоретические знания основных техник коммуникации (проверяются на основе опроса в письменной или устной форме):
  Активное и пассивное слушание. 
  Техника синхронизации, то есть учета состояния и поведения собеседника. 
  Различные стратегии ведения диалога. 
  Техника снятия разногласий собеседников: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец. 
  Техники снятия эмоционального напряжения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец. 
  Техника утверждения: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец. 
  Техника вербализации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец. 
  Техника вопроса: объяснить смысл, описать правила в условия применения, дать образец. 
  Техника интерпретации: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец. 
  Техника паузы: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец. 
  Техника связки: объяснить смысл, описать правила и условия применения, дать образец. 
  Техника поэтапного согласия и т. п. 
  В. Практические умения (оцениваются экспертами на основе оценки реального общения либо на основе анкетирования):
  Умение взять на себя инициативу начала диалога и его ведения. 
  При установлении контакта с человеком — умение понять, как надо вести себя с ним, что и как говорить данному человеку, уметь раскрепостить, разговорить его, создать у него положительный, конструктивный настрой на предстоящий разговор.  ............