КУРСОВАЯ РАБОТА
КОММУНИКАЦИЯ
КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНОЕ КАЧЕСТВО МЕНЕДЖЕРА
2004
СОДЕРЖАНИЕ:
I. Введение. 3
II. Теоретические подходы к моделированию коммуникационных процессов в современной организации.. 6
III. Описание выборки и процедуры исследования.. 16
3.1. Характеристика объекта исследования. 16
3.2. Методы исследования. 16
3.3. Процедура исследования. 17
IV. Анализ и интерпретация полученных результатов.. 22
Выводы.. 23
Заключение. 24
Список литературы.. 25
Приложение 1. 27
Приложение 2. 28
I. Введение
Актуальность темы исследования. В жизни человека процессы коммуникации играют чрезвычайно важную роль, поэтому они привлекают внимание специалистов в самых разных областях знания: философии, психологии, социологии, культурологии, лингвистике, журналистике, менеджменте и др.
Наиболее активно процессы коммуникаций начали изучаться со второй половины XX века. Так, в 1950-1960-е годы наибольший научный интерес вызывали способы формализации сообщения, его кодирование и декодирование, передача информации от адресанта к адресату. Эти исследования шли в рамках новых тогда наук: кибернетики и информатики. Общение в них рассматривалось как односторонний информационный процесс, в котором наибольшее внимание уделялось способам формализации сообщения, а большая часть определений общения сводилась к идее передачи информации от автора к адресату.
Сфера производственной коммуникации в нашей стране изучалась, в основном, в рамках инженерной психологии. В последнее же время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального), поведения руководителя, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут, как улучшить работу предприятия, так и нанести ей существенный вред.
В связи с развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации или делового общения. В последние годы появилось множество публикаций учебной и справочной литературы по коммуникации и культуре общения, распространению коммуникативных знаний и приемов.
Целью данной курсовой работы является научно-теоретическое исследование феномена коммуникации как профессионально важного качества менеджера.
В задачи работы входит:
1. Уточнить содержание исследуемой проблемы в контексте общей теории коммуникаций.
2. Раскрыть содержание, специфические формы и особенности коммуникации в организациях.
3. Обосновать выбранные методики для исследования коммуникативных умений и способностей будущих менеджеров.
4. Провести исследование коммуникативных качеств испытуемых в процессе профессионально ориентированного обучения.
5. Обобщить полученные результаты исследования и сделать обоснованные выводы.
Объект исследования - будущие менеджеры – студенты I и V курсов Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, 30 человек.
Предмет исследования - анализ коммуникативных способностей будущих субъектов управления.
Гипотеза исследования: профессионально ориентированное обучение влияет на развитие личностных свойств, психологических качеств, необходимых будущему менеджеру для построения эффективного процесса коммуникации в организации.
Методы и методология исследования: В исследовании использованы методы теоретического анализа, наблюдения, методы психологической диагностики: Методика В.В. ............