Часть полного текста документа:Конкурентная среда: пример компетентной и эффективной оценки И.Г. Комиссинская Отличительной особенностью современного этапа развития отечественного фармрынка является значительный рост потребления дженериков, чему способствует повышение доверия к ним со стороны медицинских и фармацевтических специалистов и пациентов. Указанное обстоятельство обусловливает определенное ассортиментное многообразие, неизбежно приводящее к усилению конкуренции. Как следствие, проблема успешности конкурентной борьбы внутри кластеров различных торговых наименований и лекарственных форм одной субстанции, зарегистрированной ВОЗ под международным непатентованным наименованием (МНН), стоит сегодня особенно остро для всех участников товаропроводящей системы фармацевтического рынка - и для производителей, и для дистрибьюторов, и для аптечных организаций. Ключевым слагаемым успеха в сложившейся ситуации является проведение компетентной и эффективной оценки конкурентной среды как основополагающего этапа в общей системе маркетинговых мероприятий. Процесс исследования 1. Цели и объекты. Для разработки методических подходов к осуществлению этой оценки нами проведено маркетинговое исследование, основные задачи которого заключались в получении адекватной сравнительной характеристики рыночной ситуации, отражающей позиции фирм-конкурентов, выпускающих синонимы, и тип конкурентной структуры, сложившейся на территориальном фармацевтическом рынке. Исследования проводились на примере различных торговых наименований нестероидного противовоспалительного средства кеторолак. 2. Параметры и границы. Для воплощения дизайна исследования были определены следующие параметры: товарные и географические границы рынков; состав компаний-производителей и ассортиментная структура предложения товара; емкость рынка и доли компаний; состояние конкурентной среды. Оценка конкурентной среды производилась для территориальных фармацевтических рынков двух субъектов ЦФО (субъект X и субъект Y), имеющих общую географическую границу и сопоставимые показатели численности населения, заболеваемости и болезненности. 3. Методология. Получение маркетинговой информации осуществлялось методом анкетирования аптечных учреждений. Композиция анкеты включала совокупность показателей, характеризующих в ассортиментном, количественном и стоимостном выражении сведения о товарных остатках и движении (истории закупок и продаж) различных торговых наименований кеторолака за 6 месяцев 2005 г. (табл. 3). Результаты исследования 1. Состав производителей и ассортиментная структура. В результате проведенного исследования установлено, что ассортиментная структура кеторолака на двух территориальных фармацевтических рынках представлена пятью торговыми наименованиями из десяти возможных. Среди таблетированных лекарственных форм присутствуют: Кеторол (табл. 10 мг №20, "Д-р Ред-ди'с Лабораторис Лтд", Индия); Кетанов (табл. 10 мг №100, "Ранбак-си", Индия). Среди ампулированных ЛФ фигурируют: Кеторол (р-р 30 мг/мл №10, "Д-р Редди'с Лабораторис Лтд", Индия); Кеторолак (р-р 30 мг/мл №10, "Синтез АКО ОАО", РФ); Долак (р-р 30 мг/мл №10, "Кадила Фармасьютикал", Индия). ТАБЛИЦА 1 ОБЩИЕ ТОВАРНЫЕ ОСТАТКИ И ДВИЖЕНИЕ КЕТОРОЛАКА В СУБЪЕКТАХ Х И У Параметры товародвижения кол-во (Уп.) стоимость (руб.) Остаток на 01.01.05 267,8 - Закупки 5112 380256,28 Продажи 4863,1 - Остаток на 01.07.05 516,7 - ТАБЛИЦА 2 ПОКАЗАТЕЛИ ТИПА КОНКУРЕНТНОЙ СТРУКТУРЫ СУБЪЕКТОВ Х И У Единица измерения Субъект X СубъектУ КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНКА CR (3) Натуральное (грамм ДВ) 95,20 100 Стоимостное (сумма в руб.) 94,90 100 ИНДЕКС ГИРШМАНА - ГЕРФИНДАЛЯ (HHI) Натуральное (грамм ДВ) 6252,65 4418,00 Стоимостное (сумма в руб.) 6375,81 3663,54 ТАБЛИЦА 3 АНКЕТА № Наименование ЛС Сведения о продвижении ЛС МНН Торговое предприятие (изготовитель) Остаток на 01.01.05 г. Закуплено Отпущено Остаток на 01.07.05 г. Кол-во Цена Поставщик Населению ЛПУ Др. ............ |