Часть полного текста документа: Уральский государственный профессионально-педагогический университет институт социологии и экономики Контрольная работа по курсу: "Основы предпринимательской деятельности" Вариант 11. "Конкуренция как внутренний регулятор рыночной экономики" Выполнил: студент группы ИСЭ-502 З/о Костина О.В. № зачетной книжки - 950711 Екатеринбург 1999 КОНКУРЕНЦИЯ КАК ВНУТРЕННИЙ РЕГУЛЯТОР РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ПЛАН: стр. 1. Вступление 3 2. Модели рынка. СОВЕРШЕННАЯ, ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - - свободная конкуренция 5 НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - - чистая монополия 7 - монополистическая конкуренция 9 - олигополия 11 3. Развитие конкуренции в современных условиях 13 4. Система государственного антимонопольного регулирования 15 5. Вывод 18 6. Список литературы 19 1. Взаимодействие между спросом и предложением, как известно происходит на рынке. В системе рыночных отношений покупатели свободно обмениваются благами на многих конкурентных рынках. Конкуренция является механизмом, который решает все экономические проблемы общества. КОНКУРЕНЦИЯ - это борьба между производителями или поставщиками , предприятиями, фирмами за наиболее выгодные условия производства и сбыта в целях достижения лучших результатов в своей предпринимательской деятельности. В рыночной системе основное содержание конкуренции - борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Это борьба за долю на рынке, успех которой зависит от дешевизны и качества товаров. Конкуренция превращает потребителя в мерило предпринимательской деятельности. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине 19 в. Получил широкое развитие рынок со свободной конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения и колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда , расширять производство, снижать издержки. В этот период четко определились две основные формы конкуренции - внутриотраслевая и межотраслевая. ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - конкуренция между товаропроизводителями одной и той же отрасли, когда предприятия с более высокой, чем средняя, производительностью труда получают дополнительную прибыль, а технически и организационно отсталые предприятия, наоборот, теряют часть индивидуальной стоимости производимых ими товаров и разоряются. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует на предприятиях развитие научно - технического прогресса. МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ - конкуренция между предприятиями различных отраслей, выражающаяся в переливе капиталов из отраслей, имеющих низкую норму прибыли, в отрасли с высокой долей прибыли. Новые капиталы способствуют расширению наиболее нужных в общественном отношении производств, увеличению предложения наиболее необходимых товаров. Цены падают - снижается и прибыль. К обратному результату приводила утечка капитала из низкоприбыльных отраслей: объем производства сокращался, спрос на товары начинал превышать их предложение, в результате цена поднималась, а с ней и росла норма прибыли. ............ |