Часть полного текста документа:Константиногорская крепость и Горячеводское поселение (Историко-библиографическая справка) Весной 1756 г. у пустынного подножья Горячей горы раздались стук колес армейских фур, ржание лошадей, возгласы военной команды. Под откосами горной скалы стали разбивать русский военный лагерь. Солдаты, кто поздоровей, помогали разместиться в палатках ослабевшим товарищам, некоторые из них недвижимо лежали на носилках, С удивлением глядели пришельцы на потоки низвергавшихся с отвесных скал теплой, пахнущей серой минеральной воды. Легкие облачка испарений поднимались вокруг. Местность была дика и безлюдна. Как "страж пустыни вечной" возвышался над ней конический "Бештов шпиц". Над Горячей горой высилась мохнатая, подобная горной папахе, вершина горы Меджук. С гневным клекотом носились горные орлы над головами неведомых пришельцев, потревоживших их давний покоя. Так майским солнечным днем сюда прибыла партия солдат, "выздравливающей команды" Кизлярcкого военного госпиталя для "апробации" лечебной силы серной горячей воды, о существовании которой русским медикам было уже известно с давней поры. Еще в 1334 г., арабский путешественник Ибн-Батута, посетив султанскую ставку возле горы Бештау, которая на языке тюркотатар звалась "Биш-Даг" ("Пять гор"), записал в дневнике: "На этом Пятигорье находится ключ горячей воды, в которой тюрки купаются. Они полагают, что кто купается в ней, того не постигнет кручина болезни". В первом географическом описании России "Книге Большому Чертежу", увидевшей свет в 1627 г., говорилось о "Колодезе Горячем", расположенном в "земле Пятигорских Черкас". В 1717 г, Пётр I распорядился отправить своего лейб-медика Готлоба Шобера на Кавказ для поисков минеральных вод. Шобер посетил находившиеся на Тереке вблизи гребенских казачьих станиц горячие минеральные ключи, названные им Теплицами Святого Петра. В выведшем посмертно в 1760 г. его сочинения "Описание Теплиц св. Петра при р.Терки находившихся" Шобер писал: "Есть много и других горячих вод в этой стране, и при том в 2-3 днях пути от последнеописанных... но так как мне повелено было разыскивать минеральные воды только в землях его царского величества, да и мне прикрытие было слабо для того, что спокойно отправиться туда, то я и не мог, вопреки моему сильному желанию, исследовать этого источника". Опасения Шобера были весьма основательны. Адыгейский историк Шора-Бекмуреин-Ногмов в "Истории адыхейского народа" /Пятигорск, 1891/ рассказывал о событиях 1703 г., когда крымский хан Каплан-Гирей вторгся в земли пятигорских черкесов и на берегах Подкумка нанёс поражение кабардинскому полку. Он наложил дань на оби-тателей пятигорских аулов, но нашёлся герой-холоп Машуко, который со своими приверженцами отказался платить дань и укрылся в горах. Его сестру отдали крымскому хану. Машуко не хотел простить им этого, жёг ночью дома, воровал пищу и одежду, нанося им всевозможный вред. Он ездил за грабежом всегда поодной н той же дороге и раз, выехав из лесу, был убит скрытыми для этого в засаде людьми. С тех пор и доныне гора, на которой он скрывался на вывеется Машуко". Вот теперь, в 1756 г. у подошвы горы Машуко (ока в разных источниках называлась Меджук, Мечук, Машуха, пока не утвердилось нынешнее её имя Машук) расположились первые "посетители" Горячих Вод, самые первые русские больные, испытавшие на себе чудесную силу горячих серных ключей, исторгавшихся из недр Горячей горы. ............ |