Московский городской педагогический университет
педагогический факультет
кафедра психологии и педагогики
Концепция организации педагогического процесса
Работа выполнена студенткой
IV курса 1 гр. н/о, дн/о
Леоновой Т.Н.
Москва 2003
Авторская концепция организации педагогического процесса
Чтобы создать авторскую концепцию по организации педагогического процесса, необходимо определить понятие "педагогический процесс". Согласно определению Б.Т. Лихачёва, педагогический процесс представляет собой целенаправленное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменение ребёнка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателя. Под педагогическим процессом также понимается продвижение к образовательно-воспитательной цели.
Согласно этим двум определениям, мы видим, что педагогический процесс имеет цель, вытекающие из цели задачи, содержание, средства, методы и результат. Достижение результата невозможно и делает бессмысленными поставленные цели без активной деятельности участников педагогического процесса - того, кто воздействует (учитель), и того, на кого направлено воздействие (ребёнок).
Как же должны выглядеть участники педагогического процесса? Кто такой учитель? Если рассматривать сам термин "учитель", то учитель - это "человек, деятельность которого направлена на то, чтобы научить других людей чему-либо". Но разве деятельность учителя должна сводиться только к тому, чтобы "научить"? Нет, невозможно научить кого-либо без его развития. Обучение возможно лишь при развитии всех сторон личности (физической, умственной, нравственной, духовной сторон, индивидуальных особенностей, способностей и качеств). Чтобы обеспечить такое всестороннее развитие и сделать эффективным обучение, учитель сам должен быть развитой личностью, ориентированной на детей. Важнейшими личностными качествами учителя являются ум, доброта, честность, справедливость, трудолюбие, творчество, любовь к жизни, миру и детям, уравновешенность и способность быстро и спокойно реагировать на нестандартные ситуации, ответственность, самоотверженность. Невозможно нравственное и духовное развитие учащихся без общей культуры и нравственности учителя. Однако одних личностных качеств недостаточно, чтобы быть хорошим учителем. Ещё необходимы профессиональные качества и умения: авторитетность, квалифицированность, знание психологии младших школьников и основ медицины, учёт индивидуальных особенностей учащихся, знание и умение использовать различных методик преподавания, умение применять различные методы обучения с учётом возрастных особенностей учащихся, умение быть для детей няней, другом и наставником-помощником, умение реализовать индивидуальный и дифференцированный подходы, умение наладить дисциплину и сплотить коллектив, умение вести за собой детей. Учитель может легко потерять свой авторитет, если будет некомпетентен в преподаваемых науках, если не будет видеть и слышать всех детей, а также, если неадекватно и объективно оценивать учащихся. Важную роль играет стиль общения педагога, стиль можно отнести также к средствам педагогического процесса. Наиболее оптимальным, на наш взгляд, является демократический стиль с элементами авторитарного стиля. ............