Пермский государственный педагогический университет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Концепция устойчивого развития
Исполнитель:
Кулакова Татьяна,
студентка II курса очного отделения
факультета дошкольной педагогики и психологии,
группа 521
Руководитель:
Евсеев Сергей Афанасьевич
Пермь, 2007
Содержание
Введение
От экономического роста – к устойчивому развитию
Основные принципы устойчивого развития
Повестка 21
Заключение
Список литературы
Введение
У природы достаточно ресурсов
для удовлетворения потребностей человека,
но совершенно недостаточно для удовлетворения
человеческой жадности.
(Махатма Ганди)
Развитие общества во все исторические периоды сопровождалось кризисами разного масштаба в природной, социальной и экономической сферах. Кризисы возникали в результате противоречия между потребностями людей и их возможностями удовлетворить, на определенном этапе развития, свои потребности.
Например, в палеолите возникли противоречия между:
· потребностями людей в пище в результате роста численности населения;
· исчезновением основных, доступных на данном этапе источников пищи (крупных млекопитающих) в результате изменения климата и перепромысла;
· возможностями людей добывать необходимое для всех количество ресурсов.
Противоречия вызвали кризис, выходом из которого стала аграрная революция, в результате чего общество перешло к земледелию и скотоводству. И так каждый раз, когда развитие человечества исчерпывало доступные возможности окружающей среды при имеющемся уровне технического развития, на смену одной социально-экономической системе приходила другая, которая изыскивала новые возможности и ресурсы для своего развития.
Современный кризис, о котором последние десятилетия мы слышим от ученых, природоохранных организаций и средств массовой информации, проявляется в:
· недостаточности продовольствия, энергии и других ресурсов для растущего населения планеты;
· загрязнении атмосферы, гидросферы и литосферы планеты, сокращении биоразнообразия и деградации окружающей среды;
· экономическом и социальном неравенстве, незащищенности людей от войн и других социальных потрясений.
Особенности современного кризиса – его голбальный и комплексный характер.
Глобальным его можно считать, так как современные проблемы:
· отражаются на существовании всей планеты, затрагивают всех людей;
· касаются всех сфер жизнедеятельности человека;
· требуют международных и межгосударственных усилий для преодоления;
· нуждаются в неотложных и эффективных мерах, предпринимаемых каждым жителем планеты.
Комплексный характер современного кризиса заключается в том, что проблемы возникают во всех трех составляющих окружающей среды (экологической, экономической, социальной), то есть в сложной социо-эколого-экономической системе.
Существующий в настоящее время комплекс глобальных проблем возник вследствие осуществления человечеством процессов жизнедеятельности:
· без учета возможностей биосферы компенсировать антропогенные воздействия;
· в соответствии со стратегией неограниченного роста исходя из экономических приоритетов.
То есть преобразования и изменения осуществились в социальной, экономической и экологической сферах изолированно, без учета связей и особенностей протекания процессов в сложной социо-эколого-экономической системе. ............