РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 ИМЕНИ А.И. ГЕРЦЕНА
 Факультет коррекционной педагогики
 Тема: КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ 
 ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
 Автор: Научный руководитель: 
 
 2003 г.
 СОДЕРЖАНИЕ
 1.    Введение
 2.    Краткие сведения о развитии речи ребенка
 3.    Задержка психического развития (общая характеристика)
 ·     Ранняя диагностика отклонений в развитии
 ·     Некоторые показатели готовности к обучению детей с особыми проблемами развития
 4.    Что такое лечебная педагогика
 ·     Принципы лечебно-педагогической работы при ЗПР
 ·     Лечебно-педагогическая работа при ЗПР
 5.    Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников
 ·     Виды письма в коррекционной работе
 ·     Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
 ·     Коррекционная работа на фонетическом уровне
 6.    Заключение
 7.    Список литературы
 
  1. ВВЕДЕНИЕ
 Психика – это системное качество мозга, реализуемое через многоуровневые функциональные системы мозга, которые формируются у человека в процессе жизни и овладения им исторически сложившихся форм деятельности и опыта человечества через собственную активную деятельность. Человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе. Специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и т. д.), человеческая психика формируется у индивида только в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика человека включает в себя по меньшей мере три составляющие: внешний мир, природа, ее отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.
             Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства.
 Субъективная реальность, внутренний мир человека многообразен и сложен: это познавательные процессы от ощущений до мышления, с помощью которых создается объективная картина окружающего мира, это и внутренние потребности, мотивы, желания, цели и планы, интересы, склонности, мечтания человека, это и его чувства, переживания, состояния, отношения, взгляды и убеждения. Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии.
 Ядро данной работы – исследование возможностей и специфики обучения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Рассматривается, как обеспечить возможность успешного обучения этих детей, как способствовать лучшему усвоению ими знаний, как развивать их познавательные способности и интерес к занятиям, активизировать их самостоятельную познавательную активность.  Дается описание коррекционных занятий по сенсорному воспитанию, развитию игровой деятельности, речи, развитию личности и межличностных отношений.  ............