Часть полного текста документа:Потитко-правовая идеология Древней Индии (брахманизм, буддизм) 4 касты ("варны"): брахманы - из уст мирового бога (воспитание ...), кшатрии - из рук (управление государством, война), вайшьи - из бедер (обеспечение деятельности брахманов и кшатриев, ремесло ...), шудры - из ступней (обслуга, грязный труд). Рабы - не люди, а орудия труда. Если человек не исполняет свои обязанности ("дхарму") по этой иерархии, то следует наказание ("данду" - палка). Если исполняет то - ????? Путиль: "Из четырех видов узаконения дхармы - обычая, священного писания, судебного решения, царского указа - высшим является, при коллизии их норм, царский указ". В брахманизме приоритет явно у священного писания, т.е. вышеприведенное высказывание - явно отход от брахманизма. Логика приоритета священного писания четко следовала из иерархии (см.выше). "Будда" - просветленный. Основная цель - достижение состояния "нирваны" - высшего состояния духа - достигаемого через ограничение/отказ от желаний (именно неисполнение которых и вызывает основные страдания). "Я не называю человека брахманом только за его рождение или за его мать" - идея духовного равенства, каждый творит свою судьбу. "Насилие не уничтожает насилие, но отсутствием насилия уничтожается оно", (или "ненависть" вместо "насилие"). Т.е. идея: увеличение насилия вызывает его встречный рост. Политико-правовые учения Китая (Конфуций, Шан-Ян) Все учения различаются по принципиальным двум причинам: хорош ли человек по своей природе ("зверь или нет") и откуда лучше черпать идеи: из прошлого или из будущего. Конфуций: 1) патриархальная теория происхождения государства и идея патернализма: государство - это разросшаяся семья, монарх - отец большого семейства с соответствующими обязанностями и функциями; патернализм - власть отца и его забота о семье, 2) идея меритократии - власти достойных власть не лучших, а именно достойных в смысле нравственности и морали - при этом невозможно ссылаться на то, что "наверху воруют больше", 3) идея человеколюбия: забота старших о младших и уважение младшими старших, "человека нужно накормить, обучить, а затем привить высокую мораль" - идея того, что без еды и образования привить мораль бесполезно, 4) отрицательное отношение к законам: закон - всегда наказание, которое вызывает защитную реакцию - вранье и полное отсутствие совести, насилие над внутренним миром человека, вынужденного давить себя просто ради выживания, 5) советы чиновникам: древние считали позором для себя не успевать за собственными словами, в стране, где есть спокойствие - будь смел в действиях и в речах, а в стране, где нет спокойствия - будь смел в действиях, но осторожен в речах, и т.д. (очень много советов) Шань-Ян (338-390 г. до н.э.) возглавлял течение легистов ("легос" - закон, "легисты" - законники). Противоположность Конфуция: 1) государство - это аппарат подавления собственного народа, а монарх - это деспот, управляющий с помощью суровых законов. Если силен народ - слабо государство, а если слабо государство - то это причина всех бед, 2) доброта и человечность - мать всех проступков, т.е. в государстве должно быть много наказаний и мало наград (соотношение 9:1). За малейший проступок следует сурово наказывать, вплоть до смертной казни - тогда не будет больших преступлений ("за уроненный уголь из горшка - смерть, - тогда не будет поджогов"), 3) необходимость оглуплять свой народ, чтобы было легче управлять в империи Цинь, где эта нашла применение, были уничтожены все философские книги и сами философы, за хранение книг - суровое наказание, 4) ввел круговую поруку и суровое наказание за "недоносительство", 5) разрешил покупать чиновничьи должности. Ранее в Китае чиновник был "царь и бог", духовенства не было вообще, т.к. ............ |