Часть полного текста документа:КРАТКИЙ ОЧЕРК ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ Можно ли получить общие законы природы "из ничего", чисто умозрительно? В традиционной философии нередко так и делается: начинают, например, от Я в его соотношении с миром (не-Я), начинают с представляющегося очевидным, а затем строят вокруг этого философскую систему. Но при этом знание развивается по заранее предполагаемыми правильными законам; в построения привносятся уже "готовые" пространство и время, а также общественные и природные законы, открытые в специальных науках. В итоге философские знания обходят стороной многие конкретные вопросы нашей действительности - и построить неэмпирическую полную картину мира не удаётся. Однако человек и мир относительно друг друга не случайны. Если в мире и есть абсолютно случайные вещи, то и они должны входить в картину мира как её необходимые, отнюдь не случайные элементы. В настоящей работе показываются возможности построения такой "неслучайной" картины мира на основе развития нового научного направления - интегральной онтологии. В предыдущей работе автора "От логики к картине мира" (1991г.) была предпринята попытка найти такие основания философской системы, из которых можно объяснить ("вывести") основные законы конкретной действительности. Была предположена онтологическая значимость единичного и множественного. Разным числам соответствует не просто разные количества, а качественно различные сущности - числа становятся "онтологическими". Так, размерность пространства "на краю" оказывается равной двум, "в середине" - трем. Известный специалист в области нетрадиционной и религиозной физики д-р Г. Рязанов писал автору в 1992г.: "Вашу работу считаю чрезвычайно ценной. Как я понял... Вы с помощью понятий "двумерность" и "трёхмерность" объяснили широчайший круг понятий и явлений - это открытие в философии." В настоящей работе поиск общих оснований был углублен. Главными теперь можно считать понятия частичности (множественности) и полноты (единичности). Частичность соответствует восприятию мира как множественной действительности, детерминированной и однозначной. Полнота является краевым понятием, содержащим в себе полное самоутверждение и самоотрицание той или иной сущности. Полнота парадоксальна: она заключает в себя всё, но при этом не является единственной. Каждая полнота "самая полная"; это противоречие снимается во времени наблюдателя, воспринимающего мир из своей собственной полноты. Полнота может достигаться на различных уровнях множественности - в зависимости от точки зрения наблюдателя. При использовании полноты в качестве основания, для описания картины мира не требуется внесения в наши построения дополнительных допущений (своего рода "Бритва Оккама") - все возможные допущения уже должны присутствовать в исходной полноте. Для развертывания законов движения не требуется дополнительно определять пространство и время в качестве "фона" - сами пространство и время должны "выводиться" из понятий полноты и частичности. Единственный необходимый "фон" - это мы сами в качестве наблюдателей, воспринимающие мир со своей точки зрения. Можно предположить, что одной из главных особенностей настоящего исторического времени является переход от индустриальной эпохи (назовем ее "физическим уровнем") к информационной (назовем ее "логическим уровнем"). ............ |